Евгения Нутикова
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация функций речевого аппарата.
Задачи:
Образовательные:
- формировать правильный артикуляционный образ звука [ш]
- учить правильно произносить звук [ш] по подражанию
-продолжать учить определять наличие звука [ш] в ряду звуков и слогов
Коррекционно – развивающие:
- формировать длительную направленную воздушную струю
- развивать артикуляторный праксис
- развивать фонематический слух
- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе „Постановка звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- прививать навыки самоконтроля за речью
- воспитывать интерес к занятиям и стремление правильно произносить звук [ш].
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш]; предметные картинки по теме «Мебель», наборное полотно, картинка с буквами Ш, карточки со словами.
Ход занятия
Орг. момент
Л. : - Здравствуй Соня! Давай вспомним наше правило: Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, вспоминаем обязательно, что учили на занятиях!
Объявление темы.
Соня, послушай и скажи, какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «Шапка да шубка – вот и наш Мишутка»?
Ты догадалась, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?
(Ребёнок – Да, к звуку [ш]).
Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [ш] (Логопед достаёт письмо и читает задание). Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной.
Самомассаж «Ладошки»
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от
Мы пошлепаем немножко. плеча к кисти
А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом Легкое похлопывание по
Даже щечки мы побьем. щекам
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой
По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам
По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам
Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине
Хлопаем перед собой! Шлепки по груди
Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди
И крест-накрест руки сложим! справа, слева
И погладим мы себя. Поглаживание по рукам,
Вот какая красота! груди, бокам, спине, ногам.
Л. : Посмотри, звук [ш] принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?
Р. : Долго и чтобы щёки не надувались.
Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? (Р. : мишку). Кто живёт во втором? (лягушка)
Л. : Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?
Р. : Зарядку для языка.
Л. : Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?
Р. : Чтобы говорить красиво и правильно.
Л. : Совершенно верно, давай начнё м зарядку с упражнений для губ:
«Улыбочка».
- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.
«Удивление».
- Округлим наши губки и вытянем их вперед, как будто хотим сказать звук О.
Теперь выполним зарядку для язычка:
«Блинчик».
- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.
«Накажем непослушный язычок».
- Язычок нас плохо слушается. Давай его накажем. Высунем язычок и побьем по нему губками – Пя-пя-пя. А теперь зубками – та-та-та.
«Блинчик».
«Приклей конфетку».
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
«Грибок»
Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, прижми широкий язык всей плоскостью к небу, широко открой рот.
«Вкусное варенье».
-Мы ели блинчики с вареньем. Варенье у тебя осталось на верхней губе. Оближи верхнюю губу сверху вниз.
«Язычок идет в гости к носику».
- Решил наш язычок сходить в гости к носику. Приоткроем рот, поднимем кончик язычка к носику. Держи так, а буду считать до 7.
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.
«Кто дальше загонит мяч»
Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуй ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка). Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Формированиеа артикуляционного уклада звука [ш].
(Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука и настольное зеркало).
Л. : Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». Кончик языка поднимается вверх, образует щель; средняя часть спинки языка опущена, корень языка приподнимается и образует щель, через которую идет выдыхаемая струя воздуха; боковые края языка прилегают к боковым коренным зубам; язык широкий, голосовые связки разомкнуты, не работают. Выдыхаемая струя воздуха широкая, теплая; зубы на расстоянии 2-3 мм; губы принимают положение следующей гласной, в изолированном положении округлены.
Л. : Хорошо! - А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук : ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Умница! А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.
Игра «Поймай звук».
Л. : - Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладоши, если услышишь среди них звук [ш].
[с], [з], [ш], [м], [ф], [в], [ш].
Аналогично – из слогов.
Ла, ша, фу, ву, по, шо, бы, гы.
Далее – из слов.
Кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель.
Дидактическая игра «Найди картинки».
Перед ребенком выкладываются картинки по теме «Мебель».
- Назови, что здесь нарисовано. /Шкаф, кресло, вешалка, стул, кровать/.
- Молодец. А теперь отбери только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. (Ребенок отбирает нужные картинки).
Определение позиции звука [ш] в слове.
Логопед предлагает ребенку наборное полотно.
- А сейчас тебе нужно расставить картинки. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю – те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю – те, в названиях которых звук в конце.
День, школа, карандаш, машина, ручка, шапка, шишка, желудь, маска, каша.
Ребенок выполняет задание.
Развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает ребенку картинку с буквами Ш.
- Обведи все буквы Ш по контуру.
Ребенок обводит буквы по контуру.
Домашнее задание
Придумать три слова со звуком [ш] в начале, середине и в конце слова.
Нарисуй на придуманное слово картинку.
Итог занятия.
- Какой звук ты сегодня произносила чаще всего?
- В какую игру хотела бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для тебя?
Сегодня ты правильно произносила звук [ш] и выполняла задания. Молодец!