Ирина Андреева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Повторение лексической темы «Семья».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73 «Алёнушка»»
городского округа город Шарья Костромской области
Конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [С]“» размещена в разделах
Тема: Постановка звука [С]. Повторение лексической темы «Семья».
Подготовила: учитель-логопед Андреева И. И. г. Шарья 2018-2019 г.
Цель: Научить ребенка правильному произношению звука [C].
Задачи:
1. Познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука [C].
2. Формирование умения правильно произносить звук [С] изолированно.
3. Развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, мелкую моторику рук- (применение нетрадиционной технологии, развитие длительной целенаправленной воздушной струи.
4. Формировать чувство ритма.
5. Совершенствование грамматического строя речи (упражнение на словообразование-образование сущ. с уменьшит. - ласкат. суф.)
6. Воспитывать уважение к людям пожилого возраста, знать ценности семьи.
Оборудование: большое зеркало, стулья, письмо, карточки артикуляционной гимнастики, камешки- кабошоны, цветы для украшения, руль-кольцо, 2 карандаша, картинки: дом, бабушка, дедушка, чайник, сахар, сушки, сухари, печенье, сливы, конфеты.
1. Организационный момент. (1 мин.)
(Зашли в кабинет сели перед зеркалом).
- Посмотри здесь письмо! Давай его прочитаем?
Письмо: Уважаемые И. И. и Л. Пишут вам бабушка Света и дедушка Слава. Мы уже старенькие, живем одиноко и нам хотелось бы, чтобы вы нас навестили.
2. Подготовка к постановке звука [С].
Развитие фонематического слуха. (2 мин)
Л. : Навестим дедушку и бабушку?
Р. : Да.
Л. : Ты запомнил как их зовут?
Р. : Да.
Л. : Давай я повторю их имена, а ты скажешь правильно или нет!
-бабушка Фета, Хвета, Света, дедушка Злава, Шлава, Слава.
(Ребенок говорит правильное или нет имя)
Л. : У бабушки и деда имена начинаются на звук [С]. (звук произносится протяжно)
-Где такой звук можно услышать?
Р. : шарик сдувается, дует ветер, колесо у машины сдулось.
Игра «Поймай звук».
Л. : Я буду произносить разные звуки, слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [С].
[А, И, С, Х, З, Ж, С, О, С; Са, Мо, Лы, Со, Бу].
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [С]. (4-5 мин)
Л. : Прежде чем отправиться в гости давай потренируем язычок, чтобы он помог красиво говорить. (Показ карточек и выполнение артикуляционных упражнений вместе с логопедом перед зеркалом. Под счет до 5; 2-3 повторения.)- «Улыбка, Заборчик, Хоботок, Окошко, Лопатка, Накажем язычок, Часики, Качели, Чистим нижние зубки, Горка».
Развитие мелкой моторики рук. (2 мин)
Л. : В гости ходят с подарками. Давай бабушке и дедушке подарим красивые цветы, для этого их украсим камешками-кабошонами. Сначала потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: (делаем сразу двумя руками)
«Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.»
Украшение цветов, нарисованных на бумаге, камешками.
Л. : Молодец, получилось очень красиво! (Ребенок выкладывает на каждый лепесток камешек)
3. Физкультминутка. (1-2 мин.)
Л. : На чем можно поехать в гости?
Р. :….
Л. : Мы поедем в гости на машине. Берись за руль поехали. (встали)
(Ребенок выполняет движения за логопедом. В руках руль-кольцо. Движение зигзагом с высоким подниманием колен)
Л. : С-с-с-с. Что это за звук? Что случилось? (картинка –машина со сдутым колесом)
Р. : Сдулось колесо.
4. Постановка звука. (2-3 мин)
Л. : (сели). У нас сдулось колесо, нужно его накачать. Для этого возьмём насос в руки.
Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Зубы сближены или сомкнуты
Воздух вдыхаем через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя, звук произносится без голоса.
(Ребенок выполняет).
5. Формирование чувства ритма. (1 мин) (Для преодоления нарушений слоговой структуры слова.)
Л. : Колесо накачали, а вот и домик бабушки и дедушки (картинка). Давай постучимся.
Слушай и повторяй за мной (стучать карандашом по столу).
/ / /
/ / -
- / / и т. д.
6. Закрепление произношения звука [С] изолированно. (1 мин)
Л. : Встречают нас бабушка и дедушка (картинки). Они приготовили угощение.
А вот и чайник закипел, засвистел (картинка чайника с дорожкой от пара). Давай покажем, как свистит чайник. Для этого веди указательным пальцем по линии и произноси отрывисто звук С. (Ребенок ставит указательный палец руки и ведя по линии произносит с-с-с, затем меняет руку).
Игра. Выбери угощение, которое начинается на звук [С]. (1 мин)
(Логопед показывает картинку : сахар, сушки, сухари, печенье, сливы, конфеты и называет четко произнося звук [С] в начале слова, а ребенок говорит есть ли звук [С] в начале слова.)
8. Упражнение на образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. (1 мин)
Л. : Давай поблагодарим бабушку и дедушку за гостеприимство и назовём их ласково.
Р. : Дедушка: дедулечка, дедуленька, дедуля; бабушка: бабуленька, бабулечка, бабуля.
9. Подведение итога. (1 мин)
Л. : Как ты думаешь можно бабушку и дедушку назвать семьей?
Р. : Да
Л. : А что такое семья?
Р. : Семья это когда близкие люди живут вместе в одном доме.
Л. : А дедушка и бабушка кто друг другу?
Р. : Муж и жена.
Л. : Какой звук ты учился произносить?
Р. : С.
Л. : Что было трудно? Что понравилось?
Р. :….
Л. : Спасибо за занятие! Ты большой молодец!