Ульяна Матвеева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Постановка звука «Ж»
Учитель - логопед : Матвеева Ульяна Александровна
Формы работы: индивидуальная
Цель занятия :
Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении.
Задачи занятия :
1. Образовательные:
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука Ж.
- Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.
- Совершенствовать навыки звукового анализа.
3. Воспитательные:
- Формировать функции контроля и самоконтроля.
Дидактические средства: карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки.
Структура и содержание занятия
Этапы деятельности на занятии
Содержание занятия Коррекционные задачи На формирование, каких УУД направлено решение коррекционных задач.
Этап мотивации - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Летит, жужжит
Сядет, молчит.
Ребенок отгадывает загадку.
- Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. Личностные УУД
Этап актуализации знаний -Жуку захотелось с тобой поиграть.
Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Сказка о Веселом язычке»
1. Для губ:
Этот домик – рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: «Улыбочка».
Рот закрыт: «Трубочка»
«Ребята-лягушата»
Тянуть губки прямо к ушкам –
очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются,
а глаза у них как блюдца.
«Ребята-слонята»
Подражаю я слону,
Губки хоботком тяну.
2. Для языка:
В этом домике, дружок,
живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка.
И немножко, шалунишка.
Вот он вышел погулять,
на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)
«Лопата»
Язык лопатой положи, и немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»,спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).
Язычок не скучал дома, потолок побелил.
«Маляры»
(мы сегодня маляры – потолок побелим мы).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики».
“Пора и мне спать”, - подумал Язычок. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулятивные УУД
Этап выявления затруднений - А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.
( На доске несколько картинок: жук, паук, птица)
Логопед читает загадку :
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.
Ребенок отгадывает загадку, находит картинку отгадку.
- Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука.
Ребенок определяет первый звук в слове и вместе с логопедом формулирует тему занятия : «Постановка звука Ж».
-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Формировать интерес к учебному материалу.
Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Этап объяснения (добывания) нового знания - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.
Постановка звука Ж.
А) по подражанию – от [ш].
- давай произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я.
Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.
В) с помощью зонда.
- Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)
- Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.
Развитие фонематического слуха.
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц Формировать умение на основе анализа делать выводы.
Познавательные УУД
Закрепление во внешней речи Упражнение на развитие координации речи с движением.
- У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.
Ребенок выполняет движения согласно тексту.
Ёж готовится к рекордам,
Будет заниматься спортом.
Ёжик лапки напрягает,
Штангу кверху поднимает.
Держит 1, 2, 3, 4, 5,
Можно штангу опускать.
Ёжик низко приседает,
И по камушкам шагает,
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. Формировать умение слушать педагога.
Коммуникативные УУД
Самостоятельная работа с самопроверкой Закрепление положения органов артикуляции.
- Произнесем еще раз звук Ж.
В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
- Где находится кончик языка?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Что напоминает язычок?
(чашечку). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Регулятивные УУД
Рефлексивный. Включение нового в систему знаний. - Пропой «песенку жука» :
произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. Познавательные УУД
Развитие фонематического анализа.
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из ряда звуков : М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов : жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б) Распредели картинки под схемы:
Ж___
(в начале слова)
___Ж___
(в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Надо распределить картинки
под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, под второй схемой – Ж в середине слова.
В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Логопед произносит слова : ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
Знакомство с буквой Ж.
- Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
- Из каких элементов она состоит?
- Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?
Ж К Х Л Ж С М Х
- А сейчас дорисуй букву Ж
Х К Х
Устанавливать связь между звуком и буквой. Познавательные УУД
Итог - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить?
Ребенок говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить.
- Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз.
Называет букву, с которой познакомились.
- Молодец. Занятие окончено.