Тараканова Анна Григорьевна
Обучение слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
3.1 Программы для учащихся с нарушениями зрения
Образование является одним из важнейших условий для успешной адаптации человека в жизни общества. В связи с нозологическими особенностями школьники с нарушениями зрения не могут освоить программный материал общего образования без создания специальных условий. Поэтому организация обучения детей данной категории диктует особенности, которые следует учитывать при работе с ними.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обеспечения единства образовательного пространства РФ в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [16] и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ [12] приказами Минпросвещения России утверждены федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования [9], начального общего образования [10], основного общего образования [11].
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [6].
В настоящее время на территории РФ дети с нарушениями зрения имеют право как на традиционное образование (в общеобразовательной организации с созданием особых образовательных условий или в специальном образовательном учреждении, так и на семейное обучение (самообразование).
Традиционное образование условно делится на две формы: обучение в классе (в стенах образовательного учреждения – частного или государственного) или обучение на дому по индивидуальному учебному плану (при наличии медицинских показаний). При реализации семейного образования (самообразования) ребенок прикрепляется в определенному образовательному учреждению, где осуществляется только контроль знаний (промежуточная и итоговая аттестация, а сам процесс обучения происходит без участия школы. В данных методических рекомендациях раскрывается тема вариативности обучения детей с нарушениями зрения, получающих образование в традиционной форме.
При этом следует отметить, что все образовательные учреждения на территории РФ должны работать в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, включая слепых и слабовидящих детей.
С одной стороны, при организации обучения детей с нарушениями зрения в системе общего образования, применяются специальные методы и приемы, учитывающие их индивидуальные особенности. В рамках этой системы организации обучения слабовидящие и слепые дети включаются в общую среду образования и получают поддержку и адаптацию, необходимую им для успешного обучения. Такая форма обучения включает в себя комплексные меры обучения и развития, направленные на формирование у детей навыков, необходимых для успешной социализации и учебной деятельности. В основе – интеграция самых современных методов обучения и использовании специальных технических средств, таких как брайлевские письменные средства обучения, компьютерные программы и аудиотехника. Таким образом, школьники с нарушениями зрения имеют возможность учиться вместе с нормотипичными сверстниками, что способствует социализации и развитию.
С другой стороны, для получения качественного образования дети с нарушениями зрения могут обратиться в специальные образовательные учреждения. Такие школы и интернаты оснащены специализированным учебно-материальным обеспечением, которое позволяет обеспечить полноценное обучение и развитие слабовидящих и слепых детей. В этих учреждениях проводятся занятия по ряду предметов, определяемых программой образования для детей с нарушениями зрения в соответствии с ФГОС. Роль образовательных учреждений специального типа заключается не только в обучении детей, но и в социальной адаптации и их интеграции в общество. Многие такие учреждения предлагают услуги реабилитации и психолого-педагогической поддержки, чтобы помочь детям справиться с возникающими проблемами и развить свои способности. В результате такого обучения дети с нарушениями зрения могут достичь того же уровня образования, что и их сверстники без ограничений зрения.
В целом, организация обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования ориентирована на создание оптимальных условий для их развития и основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся с нарушениями зрения.
Разработка индивидуальных образовательных программ и адаптация материалов обучения к особенностям зрения каждого обучающегося играют важную роль в их успешном обучении. Все это является частью ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся. Следует отметить, что первоклассник с нарушениями зрения без нарушений интеллектуальных возможностей может учиться инклюзивно (в классе, где сверстники осваивают основную общеобразовательную программу (ООП, так и в специально организованном, отдельном классе для детей с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) для слепых и/или слабовидящих обучающихся [8].
При освоении АООП ребенок может обучаться с пролонгировано (на 1 год). Однако результаты обучения к концу начальной школы у школьников с нарушениями зрения по итогам аттестации должны полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы.
Организация обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования включает в себя различные варианты программ обучения, которые позволяют получить качественное образование и обеспечивают поддержку и адаптацию для успешного обучения каждого обучающегося [8].
Вариативность программ представлена в ФГОС. Это является законодательно закрепленным обязательным для образовательной организации условием образования, обучающихся, с нарушениями зрения.
Особое значение имеет младший школьный возраст, поэтому в Стандарте очень детально определены все необходимые параметры, помогающие наиболее эффективно организовать обучение таких детей в начальной школе. Варианты программ НОО для слабовидящих детей, представлены в Приложении.
Определением образовательной программы, оказанием помощи родителям в выборе образовательной организации, в которой созданы оптимальные условия для обучения ребенка с особенностями в развитии, занимаются региональные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).
На основании выданных ПМПК рекомендаций по обучению ребёнка родители обращаются в предпочитаемую образовательную организацию, в которой, исходя из существующих возможностей, либо разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) к освоению ООП с индивидуальным учебным планом.
Если в школе существует аккредитованная АООП для слепых и/или слабовидящих обучающихся, подбирается один из вариантов обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, подходящий для данного ребёнка. В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представлены семь вариантов обучения для слепых и слабовидящих обучающихся, которые определены изначальным уровнем развития обучающегося с нарушениями зрения. Так, детям с нарушениями зрения, не имеющим сопутствующих нарушений и близким по развитию к возрастной норме, рекомендовано обучение по вариантам 3.1 (для слепых) и 4.1 (для слабовидящих) [8]. (Приложение)
Слепым и слабовидящим детям, не имеющим иных нарушений, но по индивидуальным причинам, не достигшим уровня развития возрастной нормы, рекомендуется обучение по 3.2 и 4.2 вариантам соответственно. Варианты обучения представленной категории детей представляют «академический» (цензовый) уровень образования [8].
Обучение по представленным вариантам происходит по общей отметочной системе, при этом формируются универсальные учебные действия (УУД).
По окончании начальной школы, слабовидящие обучающиеся продолжают обучение по АОП основного общего и среднего (полного) образования и индивидуальному учебному плану (ИУП) в образовательной организации, реализующей ООП в соответствии с ФГОС или в организации, реализующей АООП основного общего и среднего (полного) образования для слепых / слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС. Образовательная организация продолжает создавать специальные образовательные условия.
Итак, в связи с особенностями развития, дети с нарушениями зрения не могут освоить программный материал общего образования без создания специальных условий. Поэтому организация обучения детей данной категории диктует особенности, которые прописаны в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
В категорию «особых условий» в том числе входит вариант обучения, который определяется после обследования ребенка и указывается в заключении ПМПК. Что является рекомендованным для родителей и обязательным для образовательной организации. Всего выделяется 7 вариантов программ для обучения детей с нарушениями зрения: 4 – для слепых, 3 – для слабовидящих детей.
Каждый вариант программы разработан с учетом уровня развития ребенка в сопоставлении с нормотипичными детьми, а также наличия сопутствующих нарушений разной степени. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей в вариантах программ соответствуют ФГОС НОО, однако выделяются дополнительные задачи реализации содержания. Обучающиеся получают «академический» уровень образования по индивидуальному учебному плану с созданием специальных условий, в соответствии с индивидуальными возможностями.