МААМ-картинки

Обучение слабовидящих детей

Тараканова Анна Григорьевна
Обучение слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы

3.1 Программы для учащихся с нарушениями зрения

Образование является одним из важнейших условий для успешной адаптации человека в жизни общества. В связи с нозологическими особенностями школьники с нарушениями зрения не могут освоить программный материал общего образования без создания специальных условий. Поэтому организация обучения детей данной категории диктует особенности, которые следует учитывать при работе с ними.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обеспечения единства образовательного пространства РФ в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [16] и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ [12] приказами Минпросвещения России утверждены федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования [9], начального общего образования [10], основного общего образования [11].

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [6].

В настоящее время на территории РФ дети с нарушениями зрения имеют право как на традиционное образование (в общеобразовательной организации с созданием особых образовательных условий или в специальном образовательном учреждении, так и на семейное обучение (самообразование).

Традиционное образование условно делится на две формы: обучение в классе (в стенах образовательного учреждения – частного или государственного) или обучение на дому по индивидуальному учебному плану (при наличии медицинских показаний). При реализации семейного образования (самообразования) ребенок прикрепляется в определенному образовательному учреждению, где осуществляется только контроль знаний (промежуточная и итоговая аттестация, а сам процесс обучения происходит без участия школы. В данных методических рекомендациях раскрывается тема вариативности обучения детей с нарушениями зрения, получающих образование в традиционной форме.

При этом следует отметить, что все образовательные учреждения на территории РФ должны работать в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, включая слепых и слабовидящих детей.

С одной стороны, при организации обучения детей с нарушениями зрения в системе общего образования, применяются специальные методы и приемы, учитывающие их индивидуальные особенности. В рамках этой системы организации обучения слабовидящие и слепые дети включаются в общую среду образования и получают поддержку и адаптацию, необходимую им для успешного обучения. Такая форма обучения включает в себя комплексные меры обучения и развития, направленные на формирование у детей навыков, необходимых для успешной социализации и учебной деятельности. В основе – интеграция самых современных методов обучения и использовании специальных технических средств, таких как брайлевские письменные средства обучения, компьютерные программы и аудиотехника. Таким образом, школьники с нарушениями зрения имеют возможность учиться вместе с нормотипичными сверстниками, что способствует социализации и развитию.

С другой стороны, для получения качественного образования дети с нарушениями зрения могут обратиться в специальные образовательные учреждения. Такие школы и интернаты оснащены специализированным учебно-материальным обеспечением, которое позволяет обеспечить полноценное обучение и развитие слабовидящих и слепых детей. В этих учреждениях проводятся занятия по ряду предметов, определяемых программой образования для детей с нарушениями зрения в соответствии с ФГОС. Роль образовательных учреждений специального типа заключается не только в обучении детей, но и в социальной адаптации и их интеграции в общество. Многие такие учреждения предлагают услуги реабилитации и психолого-педагогической поддержки, чтобы помочь детям справиться с возникающими проблемами и развить свои способности. В результате такого обучения дети с нарушениями зрения могут достичь того же уровня образования, что и их сверстники без ограничений зрения.

В целом, организация обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования ориентирована на создание оптимальных условий для их развития и основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся с нарушениями зрения.

Разработка индивидуальных образовательных программ и адаптация материалов обучения к особенностям зрения каждого обучающегося играют важную роль в их успешном обучении. Все это является частью ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся. Следует отметить, что первоклассник с нарушениями зрения без нарушений интеллектуальных возможностей может учиться инклюзивно (в классе, где сверстники осваивают основную общеобразовательную программу (ООП, так и в специально организованном, отдельном классе для детей с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) для слепых и/или слабовидящих обучающихся [8].

При освоении АООП ребенок может обучаться с пролонгировано (на 1 год). Однако результаты обучения к концу начальной школы у школьников с нарушениями зрения по итогам аттестации должны полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы.

Организация обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования включает в себя различные варианты программ обучения, которые позволяют получить качественное образование и обеспечивают поддержку и адаптацию для успешного обучения каждого обучающегося [8].

Вариативность программ представлена в ФГОС. Это является законодательно закрепленным обязательным для образовательной организации условием образования, обучающихся, с нарушениями зрения.

Особое значение имеет младший школьный возраст, поэтому в Стандарте очень детально определены все необходимые параметры, помогающие наиболее эффективно организовать обучение таких детей в начальной школе. Варианты программ НОО для слабовидящих детей, представлены в Приложении.

Определением образовательной программы, оказанием помощи родителям в выборе образовательной организации, в которой созданы оптимальные условия для обучения ребенка с особенностями в развитии, занимаются региональные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

На основании выданных ПМПК рекомендаций по обучению ребёнка родители обращаются в предпочитаемую образовательную организацию, в которой, исходя из существующих возможностей, либо разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) к освоению ООП с индивидуальным учебным планом.

Если в школе существует аккредитованная АООП для слепых и/или слабовидящих обучающихся, подбирается один из вариантов обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, подходящий для данного ребёнка. В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представлены семь вариантов обучения для слепых и слабовидящих обучающихся, которые определены изначальным уровнем развития обучающегося с нарушениями зрения. Так, детям с нарушениями зрения, не имеющим сопутствующих нарушений и близким по развитию к возрастной норме, рекомендовано обучение по вариантам 3.1 (для слепых) и 4.1 (для слабовидящих) [8]. (Приложение)

Слепым и слабовидящим детям, не имеющим иных нарушений, но по индивидуальным причинам, не достигшим уровня развития возрастной нормы, рекомендуется обучение по 3.2 и 4.2 вариантам соответственно. Варианты обучения представленной категории детей представляют «академический» (цензовый) уровень образования [8].

Обучение по представленным вариантам происходит по общей отметочной системе, при этом формируются универсальные учебные действия (УУД).

По окончании начальной школы, слабовидящие обучающиеся продолжают обучение по АОП основного общего и среднего (полного) образования и индивидуальному учебному плану (ИУП) в образовательной организации, реализующей ООП в соответствии с ФГОС или в организации, реализующей АООП основного общего и среднего (полного) образования для слепых / слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС. Образовательная организация продолжает создавать специальные образовательные условия.

Итак, в связи с особенностями развития, дети с нарушениями зрения не могут освоить программный материал общего образования без создания специальных условий. Поэтому организация обучения детей данной категории диктует особенности, которые прописаны в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

В категорию «особых условий» в том числе входит вариант обучения, который определяется после обследования ребенка и указывается в заключении ПМПК. Что является рекомендованным для родителей и обязательным для образовательной организации. Всего выделяется 7 вариантов программ для обучения детей с нарушениями зрения: 4 – для слепых, 3 – для слабовидящих детей.

Каждый вариант программы разработан с учетом уровня развития ребенка в сопоставлении с нормотипичными детьми, а также наличия сопутствующих нарушений разной степени. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей в вариантах программ соответствуют ФГОС НОО, однако выделяются дополнительные задачи реализации содержания. Обучающиеся получают «академический» уровень образования по индивидуальному учебному плану с созданием специальных условий, в соответствии с индивидуальными возможностями.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейМастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам представить фотоотчёт по изготовлению панно "Цветы" из сливовых косточек. Идею подсмотрела,.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение слабовидящих детей
Опубликовано: 3 марта 2025 в 13:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение слабовидящих детей» (включая файлы) размещена пользователем Тараканова Анна Григорьевна (УИ 3543489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД