Маргарита Тарасова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Тигрёнок Рыжик учится рычать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
-Уточнить артикуляцию звука [Р];
-Дать развернутую характеристику звука Р;
-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
-Закрепить зрительный образ буквы [Р];
-Расширять словарный запас;
-Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
-Формировать правильное речевое дыхание;
- Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии;
-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
-стимулировать речевую активность.
Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “тигр Рыжик»», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- К нам на занятие пришёл тигр, зовут его Рыжик. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Щетка». 4. «Лопаточка». 5. «Парус» 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Маляр». .
3. Игра “Отгадай - ка”.
- РЫжик принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
- Ну и кошка, вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке.
(рысь)
Ползёт наоборот
задом наперёд,
всё под водой
хватает клешнёй
(рак)
Если он ночной порой
Запищал над головой
Превратился сон в кошмар
Пискуна зовут….
(комар)
Разноцветное коромысло
над рекою повисло.
(радуга)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Я ещё раз назову некоторые отгадки отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).
- Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).
4. Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).
- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
5. Пальчиковая гимнастика «Тигр»
Логопед :
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики на левой руке)
Вышел тигр погулять.
(указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)
Запереть его забыли.
(«замок» из пальцев)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибаем пальчики на правой руке)
6. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед : Малыш, давай вместе с Рыжиком будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него.
Выработка сильной воздушной струи:
Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)
6. Развитие навыков фонематического анализа.
-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
( Называются слова-отгадки: .рысь,воробей,комар
Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).
7. Физкультминутка.
- Давай немного отдохнём.
Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что изменилось?”.
-Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (корова,
-Теперь ты закрываешь глаза, Рыжик убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).
7. Звуковой анализ и синтез.
- Назови первый звук в слове «рама» («р», второй («а», третий («м»,четвёртый звук (а). Сколько звуков в слове в слове? (4 звука).
-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «а» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «м» твёрдый согласный. «синий кружок». Четвёртый звук (а) будет гласный (красный).
8. Игра «Назови действия на картинках»
9. Составление рассказа по сюжетной картине «Вот так игра»
Ответь на вопросы:
Куда пришёл Рома?
Что он сделал в группе?
Что он сказал Рае?
Что ответила Рая Роме?
Как ты оцениваешь поступок Ромы?
10. Подведение итогов занятия.
- О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Тигрёнок Рыжик очень рад,как ты сегодня с ним красиво рычал.