Наталья Сопина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах и словах.
Цели:
1. Учить находить сходство и различие в звуках [ш] и [с].
2. Учить различать звуки на слух и в произнесении.
3. Упражнять в правильном произнесении звуков в слогах и словах.
4. Упражнять в правильном употреблении форм Род. падежа имен существительных.
5. Развивать память, внимание, мышление.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: изображения или мягкие игрушки медвежата, флажки с символами, коробка, мяч, картинки со звуком [с] – самолет, слива, сарафан, стул, стакан, свинья, сова, со звуком [ш] – машина, груша, рубашка, шкаф, чашка, кошка, кукушка.
Ход:
1. Мотивационно-целевой этап: Артикуляционная гимнастика «Сказка «Два медвежонка»
Логопед. Жили-были два медвежонка Шуф и Суф. Они были очень веселые и каждое утро выглядывали в окошечки своего домика и улыбались прохожим (Последовательное выполнение упражнений «Забор» и «Окошечко».). Медвежата были большими сладкоежками, они очень любили пряники со сладким чаем (Последовательное выполнение упражнений «Лопата» и «Чашечка».). Чтобы не обжечься, Шуф и Суф дули на пряники и на чай (поочередное задувание на язычок в положении «Лопата» и «Чашечка».). Часто медвежата помогали маме наводить порядок в домике: Суф мыл пол (упражнение «Чистим нижние зубки», а Шуф протирал пыль на полочках (упражнение «Чистим верхние зубки»). После этого они расставляли свои игрушки (поочередные движения широким языком вверх-вниз.).
2. Ориентировочный этап.
А после всего медвежата отдыхали, сидя на диване. Суф при этом тихонько свистел: с-с-с, а Шуф шипел: ш-ш-ш. Повтори, какой звук произносил Суф? А какой звук произносил Шуф? Чем похожи эти звуки? А чем они различаются? (Обращается внимание ребенка на особенности артикуляции звуков.)
У медвежат есть флажки.
А на флажках символы – круг и полукруг. Как ты думаешь, какой из символов обозначает звук Ш? Правильно, потому что при произнесении этого звука губы «колечком». А какой звук обозначает второй символ (полукруг? Почему?
Шуф и Суф будут показывать тебе флажки, а ты произноси тот звук, символ которого увидишь.
Послушай, о чем это шепчутся медвежата? (Логопед медленно проговаривает цепочки слогов, а ребенок повторяет.)
Са-са-ша шо-шо-со сы-ши-ши ше-ше-сэ су-шу-су
Отправились медвежата на прогулку и нашли коробку с картинками. Чтобы никого не обидеть, решили картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Шуф? А Суф? (Часть картинок называет логопед, другие ребенок проговаривает сам, определяя в них наличие звуков [ш] и [с]).
3. Поисково-исследовательский этап.
Но играть интереснее вместе. Поэтому медвежата стали раскладывать картинки парами. Помоги им это сделать!
Машина - самолет
Слива - груша
Рубашка - сарафан
Шкаф - стул
Стакан - чашка
Кошка - свинья
Сова - кукушка
(Ребенок раскладывает картинки парами, называет их и, отвечая на вопрос логопеда «Что это?» или «Кто это?», дает каждой паре слов обобщающее понятие : транспорт, фрукты и т. д.)
Отвлеклись медвежата, а проказник - ветер взял и перевернул некоторые картинки (Логопед переворачивает один столбик картинок.). Помоги Шуфу и Суфу вспомнить, что на перевернутых картинках. Рядом с машиной нет чего? Рядом с кошкой нет кого? (Правильно названные картинки переворачиваются. Таким образом восстанавливаются все пары.)
4. Практический этап.
Стали медвежата играть в мяч. Бросают друг другу мяч, называют слова и меняют в них звук [с] и [ш], а звук [ш] и [с]. Что же у них получается? (Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок бросает мяч и меняет звук [с] и [ш], а звук [ш] и [с])
крыша - крыса кашка – каска
шайка - сайка миска - мишка
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Суфу и Шуфу пора домой, их уже мама ждет. Она каждого медвежонка гладит по голове и ласково говорит (Логопед говорит слова одному из медвежат, ребенок эти же слова повторяет другому.) :
послушный, смешной, шустрый, пушистый.
Пора прощаться с Суфом и Шуфом. А какие же звуки помогли нам с тобой познакомиться с этими медвежатами?