Ирина Картамышева
Коррекция проблемного поведения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не могут сформировать нужное для себя поведение, что мешает развитию их личности и приспособлению к жизни. Это происходит из-за повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и незрелости малышей, нарушения регуляции их поведения, неумения обобщать и использовать накопленный опыт. Причинами отклонений в поведении могут быть: медико-биологические или социально-психологические факторы.
Проблемное поведение определяется нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, напротив, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной возбудимостью.
Нарушения поведения у детей с ОВЗ могут быть связаны с особенностями воспитания – социально-педагогической запущенностью и врожденными личностными характерологическими особенностями. Кроме того, нарушения поведения у ребенка происходят из-за невротических расстройств (фобии, навязчивые страхи, тики и так далее) или после сильнейшего стресса (развод родителей, потеря близкого человека).
В ДОУ организуется коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими проблемное поведение; создаются условия для всестороннего развития ребенка с целью приобретения его социального опыта и гармоничного вхождения в коллектив сверстников.
Коррекцию поведения детей с ОВЗ проводят, сформировав правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми:
• избегать оценочных суждений;
• объяснять ребенку, почему его поведение недопустимо;
• обсуждать поведение, которое стало проблемным на данный момент;
• стараться снижать напряжение ситуации, избыточную тревожность;
• демонстрировать детям желательное поведение;
• поддерживать систематический контакт с родителями;
• информировать родителей об особенностях поведения детей в детском саду, их трудностях, успехах, достижениях, эмоциональном состоянии;
• оказывать внимание и поощрять за хорошее поведение;
• отмечать улучшение собственных результатов ребенка;
• не вспоминать и не обсуждать прежние нарушения ребенка;
• поддерживать самооценку;
• оценивать результаты и приложенные усилия;
• рассматривать поступки литературных персонажей, других людей;
• формировать приемлемое поведение ребенка в детском саду;
• поддерживать ценность дружбы со сверстниками;
• обучать ребенка приемам самообладания;
• разряжать проблемное поведение в играх, танцах, рисовании, спорте, соревновании;
• использовать юмор;
• предоставлять возможность ребенку успокоиться самому;
• прояснять ситуацию наводящими вопросами;
• запретить, себе повышать голос, запугивать ребенка, придираться, втягивать в конфликт других людей.
С детьми с ОВЗ, имеющими трудности в поведении используются методы коррекционного воздействия: психогимнастика, сказкотерапия, игровая терапия, игры с песком, релаксационные упражнения.
Психогимнастика предупреждает эмоциональные расстройства и сохраняет психическое здоровье у детей.
Сказкотерапия «лечит сказкой». С помощью сказок решаются задачи воспитания, образования, развития личности, коррекции поведения.
Игровая терапия воздействует на детей и взрослых через игру. С помощью игровой терапии проводится профилактика и коррекция неконструктивного поведения старших дошкольников. Эффективно в игре диалогическое общение взрослого и ребенка, где свободно выражаются чувства.
Игра с песком помогает ребенку невербальным способом выразить свои страхи, переживания; снять мышечную напряженность; развить активность, расширить жизненный опыт,
стабилизировать эмоциональные состояния; поглотить негативную энергию.
Релаксационные упражнения (работа с дыханием, мыслями и мышцами). С использованием релаксационных упражнений достигается эффект расслабления или повышается эмоциональная и двигательная активность.
Предлагаю позитивные установки родителям по эффективному взаимодействию с детьми с проблемным поведением:
• Я пытаюсь понять в каждой конкретной неблагоприятной ситуации, чего добивается ребенок и почему он это делает.
• Я понимаю, что навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если мои намерения корректны.
• Я знаю, что тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи, как и ребенок-забияка.
• Я понимаю, что запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.
• Я запрещаю себе проявлять доброжелательность избирательно.
• Я всегда проявляю добрые отношения к другим членам моей семьи.
• Я говорю, открыто, искренне, дружелюбно.
• Я создаю для ребенка такие условия жизни, где ему показываются образцы добродушного отношения между людьми, отсутствуют негативные примеры агрессивного поведения.
• Я воспитываю ребенка на принципах сотрудничества.
. В результате коррекционной работы у детей снижается эмоциональное напряжение; устанавливаются межличностные контакты между детьми; создается доверительная атмосфера в группе; формируется адекватная самооценка, умение принять свои отрицательные стороны, желание нравиться себе и другим людям; у воспитанников повышается уверенность в себе и в собственных силах; развиваются коммуникативные умения и навыки, мышление, воображение.
Важно своевременно устранять проблемное поведение детей. Для этого требуется огромное терпение и желание понять причину такого поведения. Очевидно, что только с помощью эффективных стратегий можно научить детей управлять своим поведением для эмоционального и социального процветания.
Список использованной литературы:
1. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие). – Ставрополь, 2008 – 240 с.
2. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 624 с.
3. Плаксина, Л. И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М. : Элти-Кудиц, 2003. – 112 с.
4. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст]: методическое пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Аркти, 2000. –208 с.
5. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009. – 189 с.