Дарья Ляпустина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуй, Семён. Сегодня к нам на занятие пришёл кот Тоша. Он будет за нами наблюдать, и давать интересные задания. Ты не против, что бы Тоша был с нами? Можешь погладить его, если хочешь.
2. Объявление темы
- Мы сегодня с тобой повторим звук [Ш]. Но прежде, чем мы это сделаем, давай немножко разомнёмся?
3. Развитие мелкой моторики
-Давай потрём наши лодошки друг о друга, чтоб они немного согрелись. А теперь потрём отдельно каждый пальчик.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-Семён, мы с тобой поздоровались, когда ты пришёл, а теперь давай поздороваются наши пальчики друг с другом? Указательный, средний, безымянный палец и мизинец поочередно касаются большого пальца. И в обратном порядке. («пальчики здороваются»)
-Хорошо, молодец.
4. Развитие мимической моторики
- У нашего кота Тоши есть друзья – смайлики, давай же с ними познакомимся.
- Что делает этот смайлик? (улыбается)
- А как ты умеешь улыбаться? Покажи мне, пожалуйста.
- Умничка. У тебя очень красивая улыбка. Что делает этот смайлик? (грустит)
- Давай мы с тобой тоже погрустим. А из-за чего ты можешь грустить?
- Следующий смайлик, что он делает? (злится)
- Давай представим, что кто-то сломал твою любимую машинку, как ты разозлишься, покажи мне. Молодец.
- И последний смайлик, что же он делает? (удивляется)
- Покажи мне, как ты умеешь удивляться. Молодец, Семён.
5. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Давай теперь давай сделаем гимнастику, смотри в зеркало и повторяй за мной:
- Улыбка.
- Хоботок.
- Улыбка.
- Хоботок.
- Окошечко.
- Лопаточка
- Лошадка скачет. (рукой придерживаем подбородок)
- Теперь грибочек «приклеили».
- Горка.
-Парус.
- Горка.
- Парус.
- А теперь давай представим, что у нас на губах варенье и слижем его.
- Чашечка.
- Подуй.
Молодец!
- Следующее упражнение: язычок делаем чашечкой, на нос кладём кусок ваты и пытаемся сдуть.
Молодец!
6. Хоровое и индивидуальное произношение звука
- Семён, представь, что наш Тоша рассердился, потому что ты ему наступил на хвост и зашипел. Как он будет шипеть?
- Хорошо.
7. Анализ артикуляции звука
- А теперь давай пошипим, и посмотрим в зеркало.
- В каком положении у нас губы? Окошечком или трубочкой?
- Хорошо. А зубы близко друг от друга или далеко?
- Молодец. Они сближены, но не соприкасаются. А язычок? Чашечкой или горочкой?
- А воздух выходит тёплый или холодный?
- Голос работает? Давай проверим.
- Молодец.
8. Характеристика звука
- А теперь давай дадим характеристику звуку [ш]. Он гласный или согласный? Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Звонкий или глухой? Почему?
- Молодец.
9. Связь звука с буквой
- Как думаешь, на что похожа буква ш?
- Молодец, а сейчас я тебе покажу, на что она ещё похожа. (показ картинок)
- корабль, шарф, забор.
- А теперь собери букву Ш. (даётся разрезная модель буквы)
- Молодец, назови, что изображено на букве Ш.
Хорошо.
10. Физминутка
- Ты устал, наверное, немного разомнёмся?
- Отдохнули, теперь можно продолжить занятие.
11. Формирование фонематического слуха
- Наш кот Тоша перепутал все звуки, и не может найти звук [Ш]. Давай поможем ему? Я буду называть тебе звуки, когда услышишь звук [Ш] – поднимай карточку с изображением буквы Ш.
[ш-к-т-ш-м-л-п-ш-т-к]
- Молодец, а теперь давай усложним задание и поищем звук [Ш] в слогах.
ша-ка-то-шу-мы-ло-пу-ши
- А ты очень внимательный, молодец, а сможешь найти звук [Ш] в словах?
лампа-шарф-очки-стул-шампунь-окно-шорты
Молодец, ты очень помог коту Тоше.
12. Автоматизация звука в слогах
- А теперь давай почитаем слоги.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу.
Шы-шы-шы
Шэ-шэ-шэ
Молодец, Семён.
13. Формирование фонематического восприятия
- Давай разберём с тобой слог ша (выкладываем квадратиками). Какой первый звук? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий? Следующий звук. Сколько звуков в слове? Где стоит звук [Ш], в начале, середине или в конце?
14. Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами)
- Семён, посмотри, что это у нас на картинке?
Шарф, шорты, шоколад, шуба, шишка.
Молодец!
15. Автоматизация в предложениях и текстах (с отработанными словами)
Давай попробуем составить предложения с какими-нибудь из этих слов: шарф, шоколад.
Я надел шарф.
Артём кушает шоколад.
- А теперь давай составим схему этого предложения карточками.
Хорошо.
16. Итог занятия
- Итак, Семён, какой звук мы сегодня повторяли?
- В каком положении у нас губы, когда мы произносим звук [Ш]? Окошечком или трубочкой?
- Хорошо. А зубы близко друг от друга или далеко?
- Молодец. Они сближены, но не соприкасаются. А язычок? Чашечкой или горочкой?
- А воздух выходит тёплый или холодный?
- Голос работает? Давай проверим.
- Молодец.
- Звук [Ш]гласный или согласный? Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Звонкий или глухой? Почему?
Молодец.
17. Оценивание
Семён, ты очень хорошо сегодня поработал, молодец.
Мы с Тошей хотим за это подарить тебе наклейку.
18. Домашнее задание
Артикуляционная гимнастика: «хоботок», «лопата», «парус», «горка», «чашечка».
Под контролем взрослого : называние предметных картинок и составление предложений с названными словами.
(Шарф, шорты, шоколад, шуба, шишка).