Татьяна Диомидова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р»
"Путешествие на остров сокровищ"
Цели: Автоматизация звука (Р) в слогах и словах
-Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука «Р».
- Продолжать учить правильно произносить звук «Р» в словах.
-Формировать умения подбирать слова – антонимы.
-Упражнять в согласовании существительных с числительными от одного до пяти.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-Развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
- Воспитывать: любознательность, познавательно-исследовательский интерес.
Оборудование: карта острова, предметные картинки со звуком «Р, набор картинок «кокосы», 3 корзины с обозначением схем местоположения звука в слове, 9 жемчужин, 6 ракушек, песочный стол, сундучок, презентация слов со звуком «Р». игрушка обезьяна, игрушка пират.
Ход.
1. Организационный момент.
Логопед : Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поиске нам будет звук, который слышится в словах: рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребё нок: Это звук : «Р».
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Но прежде, чем мы отправимся в путь нам нужно построить лодку. Берём длинные, гибкие доски для постройки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем прочными гвоздями (упражнение «Молоток»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывём (упражнение «Парус», при его выполнение к воздушной струе добавляется голос). Замечательная лодка у нас получилась! Посмотри, ветер усиливается. Можно готовиться к отплытию.
3. Изолированное произнесение звука «Р».
Теперь мы поднимаем якорь. Цепь тяжёлая, она гремит громко: р-р-р. Давай спустим нашу лодку на воду. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.
Вот мы уже плывём. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там.
4. Автоматизация звука «Р» в слогах и словах. Работа на песочном столе.
Логопед : Берём курс на первый остров!
Волны плещутся за бортом. Наша лодка причаливает к берегу. Посмотри на этом острове очень красивый, жёлтый, мягкий, песок.
Море выбросило на берег перламутровые жемчужины, давай их соберём. Нам удастся собрать их только тогда, когда ты правильно повторишь слоги:
Ра-ро-ру
Ро-ру-ра
Ры ра –ро
Ребёнок проговаривает слоги за логопедом.
Логопед : Посмотри, что-то ещё просматривается через песок! Как ты думаешь, что это может быть?
Ребё нок: Это ракушки.
Логопед : Давай найдём в песке ракушки. Сосчитай, сколько ракушек ты нашёл. (Ребёнок считает ракушки, согласовывая числительные с существительными).
5. Автоматизация звука «Р» в словах.
Логопед : Первый остров оказался необитаемым. Поплывём к следующему.
Как ты думаешь, может быть кто-нибудь живёт на этом острове?
Презентация: «Кто спрятался?»(авторская презентация)
Ребё нок: За деревьями я вижу жирафа, ворону, барана, носорога.
6. Определение местоположения звука Р в словах.
Логопед : Отправляемся к третьему острову. Я слышу какой – то шум. Как ты думаешь, что это за шум?
Ребё нок: Это море.
Логопед : Посмотри, кто-то плывёт вдалеке… (Видео «Дельфины».) (песня «Дельфины» из м/ф «В порту» 1975г.
Ребё нок: Это дельфины!
Разминка: «Пальчиковая гимнастика «Дельфины». (Т. Ланина. «Программа «Дельфины»(1)
Логопед : К какому острову по счёту мы отправляемся?
Ребё нок: Мы отправляемся к четвёртому острову.
Логопед : На этом острове живут обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой корзине будут лежать кокосы, если звук Р в слове стоит в начале, во второй- в середине, а в третьей корзине - в конце Помоги разложить обезьянам кокосы.
Ребёнок раскладывает картинки со словами по корзинам.
Картинки: корабль, парусник, рыба, рыбак, помидор, топор, ветер, ракушка, пират.
7. Подбор слов-антонимов.
Логопед : Пора продолжить поиски сокровищ. Впереди по курсу 5 остров. Кто же нас встречает на берегу?
Ребё нок: Это пират.
Логопед : Какой он?
Он не старый, а молодой
Не плохой, а….хороший
Не злой, а …добрый
Не сердитый, а …радостный
Не растрёпанный, а … аккуратный
Не ленивый, а…. трудолюбивый.
Не глупый, а мудрый.
8. Развитие внимания и пространственной ориентации.
Логопед : Пират по секрету сказал, что он знает, где спрятаны сокровища. Сначала нужно найти место, где зарыт сундук. Нужно сделать три шага прямо, два направо, два направо, один налево. (Ребёнок выполняет инструкции, следуя командам логопеда)
Логопед : Как ты думаешь, где спрятан сундук?
Ребё нок: Я думаю, что сундук спрятан в глубине острова. (Ребёнок достаёт сундук, открывает его)
Логопед : Давай посмотрим, что спрятано в сундуке?
Ребё нок: Это игра, в которую мы будем играть в группе вместе с друзьями.
Логопед : А вот и сундук. Его надо открыть. (в сундуке лежит карта- ходилка для всех ребят в группе).
10. Итог:
Логопед : Пора возвращаться домой, ведь путь был трудным и долгим, но интересным. Ты расскажешь ребятам о своих приключениях? Какой звук помогал тебе в поисках сокровищ?
Ребё нок: Звук «Р»
Логопед : Давай посмотрим на карту и вспомним все острова, на которых мы с тобой побывали. Фломастером проведи дорожки от острова к острову. (ребёнок проводит фломастером дорожки и называет острова).
Ты очень хорошо произносил сегодня звук «Р». Твой звук был красивым, громким, раскатистым.
Список используемой литературы.
1. Е. А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» ООО «ТЦ Сфера»,2008г.
2. Т. Ланина «Программа «Дельфины» физкультминутка «Море» в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» А. В. Семенович. М., 2007г.
3. Лопатина Л. В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» Спб. ,2004г.
4. РепинаЗ. А., Буйко В. И., «Учитесь говорить правильно»М. ,1991г.
ФиличеваТ. Б. ,Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. ,2003г.