Швыдкая Татьяна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Зимующие птицы» по автоматизации звука [Ш] в словах
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема. Зимующие птицы.
Логопедическая тема. Автоматизация звука [ш] в словах.
Цель: закреплять правильное произношение звука [ш] в словах.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить умение ребенка правильно произносить звук «ш» в словах, обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Зимующие птицы“ по автоматизации звука [Ш] в словах» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную, мелкую моторику, память, внимание, речевое дыхание, четкость и плавность артикуляционных движений, фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к коррекционным занятиям, воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа: рассматривание картин о зимующих птицах, развитие артикуляционных движений, игры на развитие психических процессов, беседы о зимующих птицах, отгадывание загадок.
Оборудование: конверты, предметные картинки по лексической теме, пособие «Буквы», пособие «Чудесный мешочек», мнемодорожка упражнений артикуляционной гимнастики, мнемодорожка на автоматизацию звуков, игра на развитие познавательных психических процессов, картинки со звуком «ш» в начале, в середине, в конце, перышко, мольберт, логопедическое пособие «змейка и домик», пособие «Птицы», мешочек из картона,
Ход занятия.
Логопед вместе с ребенком проходят в зал.
Логопед : к нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. А теперь пройдем к столу. Присаживайся на стул. Не забывай: ноги поставь на пол ровно, спину держи прямо.
Организационный момент.
Логопед : у нас гость. (на мольберте макет дерева и птицы.) Чтобы узнать, что это за гость, надо отгадать загадку.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик замерз он очень.
Солнце выгляни скорей,
Кто тепла ждет?
Ребенок: воробей.
Логопед : правильно. К нам прилетел воробей. Расскажи, какой воробей?
Ребенок: воробей-маленький, серый, проворный.
Логопед : к каким птицам относится воробей?
Ребенок: воробей относится к зимующим птицам.
Логопед : каких птиц мы называем зимующими?
Ребенок: зимующие птицы не боятся холода, остаются зимовать, не улетают осенью в теплые края.
Логопед : правильно. Назови известных тебе зимующих птиц.
Ребенок: сорока, ворона, сова, голубь, дятел.
Логопед : молодец. Воробей узнал, что ты учишься произносить звук «ш» и приготовил тебе много игр. Первая игра «Чудесный мешочек». Достань предметы из мешочка и назови их.
Ребенок достает предметы из мешочка и называет их: шарик, машинка, кошка, лошадка.
Логопед : какой звук встречается чаще в этих словах?
Ребенок: в этих словах чаще всего встречается звук [ш].
Логопед : молодец. Сегодня на занятии мы будем играть со звуком [ш] и будем правильно произносить звук в словах. А теперь определи, где звук [ш] находится в слове шарик?
Ребенок: в слове шарик звук [ш] находится в начале слова.
Логопед : в слове машинка где находится звук [ш]?
Ребенок: в слове машинка звук [ш] находится в середине слова.
Ребенок определяет наличие звука в других словах.
Основной этап.
Логопед : давай вспомним, что делают губы, язык и зубы, когда произносишь звук [ш] : губы выдвинуты вперед рупором, зубы сближены, язык широкий, имеет форму «чашечки». А теперь вспомни: звук [ш]-какой звук?
Ребенок: звук [ш]- согласный, твердый, глухой.
Логопед : молодец. Ты верно рассказала о звуке [ш].
Артикуляционная гимнастика.
Логопед : а теперь выполним гимнастику для губ и язычка. Воробей посмотрит как мы выполняем гимнастику. В этом нам поможет дорожка-разминка: ( мнемодорожка на развитие артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Почистим верхние зубки». Логопед сопровождает упражнение стихотворным текстом.)
Каждое упражнение надо выполнять по три раза. Первое упражнение «Улыбка».
Улыбнемся как лягушки.
Следующее упражнение «Трубочка».
Мои губы- трубочка, превратились в дудочку.
Логопед : теперь следующее упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Логопед : теперь упражнение «Чашечка».
Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Язык лопаткой положи.
Логопед : молодец. Теперь упражнение «Почистим верхние зубки».
Чищу зубы, чищу зубы.
И снаружи, и внутри.
Логопед : теперь выполним упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз
Я все выше поднимаюсь, а потом вниз.
Логопед : молодец, как четко и правильно ты выполнила упражнения. Звук [ш]- это любимый звук змейки. Давай проводим змейку к домику по дорожке. Веди пальчиком по дорожке и произноси медленно звук [ш].
4. Автоматизация звука в словах.
Логопед : на дорожке нам попались кочки. (предметные картинки со звуком ш. Нужно назвать предмет на картинке, четко выделяя звук [ш] и перепрыгнуть через кочку.
Предметные картинки: шапка, шуба, машина, окошко, камыш, ландыш.
Развитие речевого дыхания.
Логопед : посмотри, воробей принес перышко. Какое оно?
Ребенок: перышко-легкое, маленькое, серенькое.
Логопед : давай поиграем с перышком. Положи перышко на ладошку и подуй три раза.
Логопед : Молодец.
Пальчиковая игра.
Логопед : чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
Давай поиграем с пальчиками. Приготовь руки. Смотри на меня и повторяй.
Прилетела птичек стайка,
Пой-ка, подпевай-ка. Сжимать ритмично кулачки.
Это птичка –воробей,
Это птичка-дятел,
Это птичка совушка-сонная головушка.
Это голубь, это чиж.
Это развеселый стриж. На каждое название птицы загибать палец
Логопед хвалит ребенка за выполненную пальчиковую гимнастику.
Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.
Логопед : (выкладывает перед ребенком мнемодорожку с картинками, в названии которых есть звук ш : шапка, шкаф, шуба, машина, кошка, петушок, камыши, ландыши). Тебе нужно пройти по дорожке, четко выделяя звук [ш] в словах.
Ребенок выполняет задание (последнее слово по дорожке-слово мешок (пособие)логопед предлагает угостить воробья.)
Логопед : возьми мешок с семечками и угости воробья.
Развитие фонематических процессов.
Логопед : воробей хочет узнать, какая ты внимательная и приготовил тебе игру, которая называется «Ловишки».
Я буду называть звуки, а ты когда услышишь звук [ш] хлопни два раза в ладоши.
Звуки : А,О, Ш, Р, М, Ш, Н, К, Ш.
Логопед : молодец, воробей теперь знает, какая ты внимательная девочка.
Развитие психических процессов.
Логопед : воробей решил познакомить тебя со своими друзьями-зимующими птицами, он принес их фотографии. Посмотри внимательно на них. Игра «Кто лишний» (среди картинок с зимующими птицами есть картинка с перелетной птицей.) Найди лишнюю птицу и назови ее.
Логопед хвалит ребенка за выполненное задание.
Итог занятия.
Логопед : давай вспомним с тобой с каким звуком мы с тобой сегодня играли? О ком беседовали на занятии? Кто прилетал к нам в гости? В какие игры мы с вами играли? Давай попрощаемся с гостями, дружно скажем: «До свидания!»