Людмила Абрамова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Технологическая карта
индивидуального логопедического занятия
на тему:
«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».
Подготовила:
учитель-логопед
Публикация «Технологическая карта индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
Абрамова Л. В.
Жиздра - 2019 г.
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия
Ф. И. О.
учителя-логопеда Абрамова Людмила Валентиновна
Группа (номер,
логопедическое заключение) Группа № 4 («Сказка»)
Логопедическое заключение : ОНР (3 уровень).
Тема занятия Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.
Тип занятия «Новые знания»
Используемые технологии 1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно-коммуникативные технологии.
4. Технология поэтапного формирования умственных действий.
Цель занятия Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.
Задачи Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш];
- умение чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- умение составлять из слов предложения;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса;
- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Предпосылки к универсальным
учебным действиям Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
- развивать умение слушать и понимать других;
- умение работать в паре;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- развивать умение находить и структурировать информацию;
- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем;
- на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать, классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение: ноутбук.
Презентация «Автоматизация звука «Ш».
Организационная структура логопедического занятия
Этап Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации деятельности воспитанников Деятельность
учителя-логопеда Деятельность
воспитанника
I Этап
Мотивации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
2 минуты Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы Индивидуальная Показ картинки-символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения Выполняет артикуляционную гимнастику.
II. Этап Актуализации знаний - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).
Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность
учителя-логопеда Деятельность
воспитанника
2 мин Практические: аналитико-синтетические. Индивидуальная - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.
Упражнение «Постучи, как я».
Произнесение слогов со звуком «Ш».
Характеристика звука «Ш».
Ша - шу – ши, Ашка - ушка – ишка,Ши –ша – шу, Ишка - ашка- ушка,Шу –ши – ша, Ушка – ишка – ашка.
III. Этап.
Открытие новых знаний. - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения
Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
воспитанника
5 мин Практические:
устные,
аналитико-синтетические Индивидуальная Автоматизация звука [ш] в словах.
Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».
У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Шка-тул-ка.
Шо-ко-лад.
Ша-рик.
Кры-ша.
По-ва-рёш-ка.
Ка-туш-ка.
- У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки).
Произнесение слов.
IV. Этап
Применение нового знания на практике.
Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации дея-ти уч-ся Деятельность
учителя-логопеда Деятельность
воспитанника
11 мин Прктические Индивидуальная Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.
Игра «Назови ласково» (ПК).
Упражнение «Посчитай-ка».
Цель: умение согласовывать числительные с существительными.
- Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?
У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.
Автоматизация [ш] в предложениях.
-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)
- Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением.
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.
Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:
Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
Задание «Подбери предметы к признакам».
Ласковое, большое, горячее (солнышко)
Маленькая, еловая, коричневая (шишка)
Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)
Красивая, белая, болотная (кувшинка)
Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).
Делит слово на части хлопками.
Шка-тул-ка.
Шо-ко-лад.
Ша-рик.
Кры-ша.
По-ва-рёш-ка.
Ка-туш-ка.
Хлеб – хлебушек.
Заяц – зайчишка.
Солнце – солнышко.
Изба – избушка.
Петух – петушок.
Скворец – скворушка.
Соловей – соловушка.
Вишня лежит в мешке.
Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши.
Повторение стихотворения.
Работа с предметными картинками.
Повторение чистоговорок.
V. Этап
Физминутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительность этапа Методы
и приемы работы
Формы организации деятельности учащихся Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
воспитанника
3 мин
Показ образца выполнения упражнения ребенком Групповая
Выполняет физминутку вместе с воспитанником Физминутка ««Наша Маша варила кашу» Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
VI. Этап
Изоритмика
Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность
учителя-логопеда Деятельность
воспитанника
4 мин Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические
По уровню самостоятельности: после объяснения задания Индивидуальная
Читает стихотворение.
Выполняет действия по прослушанному
VIII. Этап
Рефлексия
- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности образовательной деятельности;
- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительность этапа Методы
и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность
учителя-логопеда Деятельность
воспитанника
3 мин Практическая, сравнение. Индивидуальная Игра «Лабиринт».
- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК).
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку, ну, а если нет, то – грустного.
Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор Мишки.
Литература.
1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.
4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.
5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. ,М. ,2007.