Ирина Гурова
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником начальной школы по автоматизации звука [Р] «Ёжик Троша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен для проведения занятия с учеником начальной школы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать произношение звука [р] в слогах и словах с сочетаниями «тр» и «др».
- Продолжать развивать навыки фонематического анализа, дифференцировать на слух звуки «р» и «р’, определять позицию этих звуков в словах.
- Развивать навыки чтения слогов, слов, предложений.
- Упражнять в согласовании числительных с существительными в именительном и родительном падежах.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником начальной школы по автоматизации звука [Р] „Ёжик Троша“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- Продолжать развивать речевое дыхание: формировать сильный выдох.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, навыки количественного счёта, ориентировку, воображение.
- Способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики; межполушарного взаимодействия.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога.
Материал:
Мягкая игрушка ёжик, балансир, корзинка, листочки, материалы дидактических игр «Сад-огород», «Мемори на траве», мелкие игрушки (овощи и фрукты, плоскостные изображения синего и зелёного домиков, схемы слов, карточки с цифрами, карточка с напечатанным заданием, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, межполушарного взаимодействия.
Проводится упражнение нейрогимнастики «Яблоко» и «Лимон» – чередование движений обеих рук (яблоко – кулак с высунутым вверх большим пальцем, лимон – кулак). После выполнения упражнения оно усложняется – движения выполняются через хлопок.
II. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Собираем урожай» (игра может быть проведена на полу).
Логопед сообщает ребёнку, что в гости пришёл ёжик и предлагает узнать его имя по названным звукам: Т, Р, О, Ш, А – Троша. Троша принёс много даров осени в корзинке и просит помочь разложить их на 2 кучки: в одну – овощи, а в другую – фрукты (важно попросить ребёнка вспомнить перед игрой, что где растёт).
Логопед называет артикуляционные упражнения одно за другим. Ребёнок их выполняет, и после каждого упражнения берёт одну картинку и кладёт в нужное место.
III. Развитие дыхания.
Дыхательная гимнастика «Осенние листочки»».
Логопед обращает внимание ребёнка на листочки, которые приклеились к иголочкам Троши, лежат рядом с ним, и предлагает их сдуть. Упражнение повторяется несколько раз с разными листочками.
IV. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звукового анализа.
Логопед: «Оказывается, ёжик Троша тоже хочет научиться произносить «Р» и «Р’». Как ты думаешь, зачем ему это нужно?» (предложить ребёнку пофантазировать). Например, может быть для того, чтобы отпугивать хищников – лис и волков? Но чтобы правильно произносить эти звуки, нужно уметь их слушать, отличать от других звуков и различать. Далее логопед предлагает ребёнку выбрать картинки, имеющие в названии «Р» и «Р’» и поместить их в синий и зелёный домики. (Задание выполняется на слух).
Далее логопед предлагает подобрать схему к каждому предмету соответственно месту звуков в словах.
Кроме схем можно использовать и цифры для обозначения позиции звуков в словах (подбор схемы может оказаться очень лёгким заданием для школьника).
Ёжик благодарит ребёнка за помощь!
V. Произношение звука [Р] в слогах. Развитие зрительного восприятия, навыков чтения слогов, пальчиковой моторики.
Игра «Ёжик собирает яблоки».
Логопед предлагает ребёнку украсить изображение ёжика и научить Трошу читать и произносить слоги. Ребёнок читает слоги выкладывает яблочки соответственно цвету букв.
После игры можно предложить убрать яблочки в корзинку двумя руками, например, правой – желтые, а левой – красные и зелёные (возможны и другие варианты).
VI. Произношение звука [Р] в словах с сочетаниями «тр» и «др».
1). Игра «Мемори на траве». Игра проводится по известным правилам мемори, только фишки с картинками лежат на коврике (травке) и спрятаны под игрушками – фруктами (тетради, матрасы, троллейбусы, трамваи, Петрушки, страусы, трубы, острова, строитель, астры).
Участники игры (ребёнок и Троша) открывают по две картинки. Если под предметами одинаковые картинки, то участники называют их и забирают себе, если разные, то называют и кладут на место. В конце подводится итог.
2). Игра с мячом «Найди слово и верни его» (игра выполняет роль динамической паузы).
Логопед бросает ребёнку мяч и произносит 4 слова. Задача ребёнка – услышать слово со звуком «Р» и «вернуть» только его вместе с мячом:
- яблоко, лист, травка, мешок;
- друг, лук, дача, сад;
- цветок, тропинка, куст, банка;
- лимон, ветка, ваза, астра;
- фасоль, капуста, стручок, суп.
VII. Произношение звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.
1). Игры «Весёлый счёт». «Какого по счёту стручка не стало?»
Логопед предлагает сосчитать и подарить Троше стручки фасоли. Ребёнок снимает стручки с веточки, раскладывает слева направо и считает: «Один стручок, два стручка, три стручка…. 12 стручков».
Затем Троша «убирает стручки» по одному и по два, а ребёнок догадывается, какого (каких) по счёту не стало, отвечает предложением: «Не стало пятого стручка. Не стало седьмого стручка. Не стало третьего и девятого стручков и т. д.».
2). Игра с балансиром «Прочитай и измени предложения». Игра проводится с балансиром в виде ежа. Перед началом игры логопед раскладывает все шарики в начале каждого предложения на карточке. Ребёнок читает предложение, чётко произнося звуки, и перемещает шарик на соответствующую картинку.
После того, как все шарики оказались на картинках, ребёнок снимает их в любом порядке, произносит по памяти все предложения, распространяя их (например, можно добавить слова – признаки). После этого шарик помещается на балансир.
VII. Подведение итогов деятельности.
Логопед: «Вот и закончились наши игры с ёжиком Трошей. Чему мы научили нашего гостя? Какие игры тебе понравились? Что у тебя хорошо получилось? А что было трудно?» Отмечаются успехи ребёнка. Логопед предлагает выбрать наклейку в подарок.