Сотникова Анастасия Сергеевна
Родительский интерактив «Проявление лжи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проявление лжи в дошкольном возрасте
Временной ресурс: 15 мин
Пространственный ресурс: Групповая комната
Цель: Помочь родителям разобраться в причинах детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребёнка.
Задачи:
• Помочь родителям овладеть знаниями о основных причинах детской лжи.
• Познакомить родителей с проблемой детской лжи.
• Определить возможные пути решения проблемы «детская ложь».
Форма проведения: обучающий интерактив, модель Фреера
Подготовительная работа:
1. Выбор темы родительского собрания
2. Подготовка презентации по теме собрания.
Темочки:
3. Подбор материала.
4. Приложение (памятка).
5. Буклеты
Материалы и оборудование: презентация, столы, стулья, памятки (незаполненные, ручки.
Современные интерактивные технологии: прием кластер
Научные источники, используемые в ходе родительского собрания: программа «От рождения до школы».
Технологическая карта
Структура
Цель Способы достижения деятельность воспитателя Результат
1. Организационно-мотивационный этап. Привлечение внимания родителей Приветствие - Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем интерактиве.
Родители настроены на дальнейшее обсуждение темы родительского собрания
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы. Выявление темы данного собрания. Постановка проблемы.
Коллективное обсуждение Чтобы определить тему нашей встречи, предлагаю вам прослушать притчу:
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Шли домой — боялись: «Попадёт нам дома!» Вот остановились они на дороге и подумали, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — сказал первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — сказал второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — сказал третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
- Какая проблема здесь отражена в этой притче? (Проблема детской лжи)
- Обманывал ли вас ваш ребенок? Определена тема род. собрания
2.2. Этап ознакомления с материалом Постановка цели родительского собрания; озвучивание продукта собрания.
Беседа с родителями, вопросы.
- Многие из вас ответили «ДА». Значит тема «Проявление лжи в дошкольном возрасте» актуальна для всех нас.
- Предлагаю эту тему рассмотреть на нашей встрече.
- Все согласны?
Уважаемые родители, но для начала давайте определим, что такое детская ложь. Известный американский психолог Пол Экман дал такое определение: «Ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это»
Нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской ложью. Проявление детской лжи часто загоняет родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму…», – разводят руки мамы и папы. Лживый ребенок – большое родительское огорчение.
Давайте познакомимся с проблемой детской лжи в дошкольном возрасте и постараемся определить возможные пути решения проблемы.
У вас на столах лежат карточки с изображением дерева.
Ствол дерева будет нашей проблемой, ветви – причины детской лжи, а листья – рекомендации по решению нашей проблемы. Сформулирована цель родительского собрания.
Мозговой штурм «Причины детской лжи»
-Уважаемые родители, как вы думаете, всегда ли детская ложь оказывает отрицательное влияние на деятельность и на взаимоотношения с окружающими?
- Родителям важно вовремя принять меры, иначе невинный детский обман превратится в привычку. Но для этого важно понимать возможные причины детской лжи.
Сейчас я предлагаю вам высказать свое мнение о причинах лжи у ребенка.
Вы частично были правы, на слайде вы видите возможные причины возникновения детской лжи.
Причины:
1. Ложь родителей. Ребенок наблюдает, как они врут друг другу и ему, например, пообещают купить игрушку или сходить в зоопарк и не делают этого по каким-либо причинам.
2. Страх перед наказанием со стороны родителей. Бывает так, что родители жестко или даже жестоко наказывают за проступки, и тогда у ребенка есть какая-то мотивация врать.
3. Стремление привлечь к себе внимание. Солгав, ребенок получает долю внимания и заинтересованности к своей персоне, иногда он и сам начинает верить в то, что придумал.
4. Страх огорчить родителей. Не желая расстраивать близкого человека, ребенок начнет врать и изворачиваться.
- Уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, памятку и на ветвях запишите возможные причины детской лжи.
Решение
упражнений
Решение родителями проблемных ситуаций по лжи детей
Работа с педагогическими ситуациями
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы и проанализировать одинаковую ситуацию, но с разными выходами из нее.
- Предлагаю действовать по алгоритму (Слайд):
1. Прочитать ситуацию и выходы из нее
2. Определить причины лжи
3. Определить возможные последствия обмана
4. Определить, что чувствуют мама и ребенок в данной ситуации
5. Обсудить в группах
- А после представитель группы выскажет свое предположение.
Ситуация
Таня разбила новую вазу. Когда мама вошла в комнату, Таня сразу же подбежала к ней со словами: «Мама, мама! Максимка разбил вазу!»
Выход 1.
Мама: Я знаю, что это ты разбила вазу! Почему ты мне врешь? Быстро признавайся! Ты меня обманываешь! Какой ужас! Все дети, как дети, а у меня обманщица!
Выход 2.
Мама:(успокаивается): Дочка, Максим не мог разбить вазу. Ты меня обманываешь. Это, по-твоему, правильно? Что будет, если все в нашей семье станут все время обманывать? Давай договоримся, что в нашей семье никто не будет обманывать.
- Уважаемые родители, вы закончили?
- Представитель первой группы прошу вас высказаться.
- Правильные ли слова подобрала в первой ситуации мама?
- Какие возможные причины детской лжи вы выделили в данной ситуации?
- Как вы думаете, сможет ли девочка преодолеть склонность говорить неправду, если мама будет общаться таким образом с ней?
- Вторая группа, вам есть что дополнить?
- Отличаются ли эти ситуации друг от друга?
- Правильные ли слова подобрала мама во второй ситуации?
- Как вы думаете, правильно ли поступила мама?
- Что чувствовала мама и девочка?
- Какой выход из данной ситуации вы могли бы предложить?
- Спасибо, все ли согласны? Первая группа, у вас есть что дополнить?
- Значит очень важно правильно отреагировать на возникшую проблему!
Решение родителями проблемных ситуаций по лжи детей
2.3Этап практического решения проблемы
Добиться создания продукта родительского собрания; активизировать родителей.
Составление рекомендаций Опытный педагог-психолог Мишель Борба разработала и публиковала в своей книге «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться» рекомендации, которые помогут нам минимизировать проявления нечестности и недостаточной честности у своего ребенка и сделать его более правдивым. Предлагаю разобрать несколько из них.
1. Предполагайте честность. Родители, воспитывающие честных детей, предполагают честность в своих детях. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом".
- Уважаемые родители, у вас на столах лежат рекомендации. Предлагаю начать записывать их к дереву
2. Укрепляйте честность. Безусловно, мы должны повторять детям, насколько важно говорить правду. Мы также должны дать им понять, насколько мы ценим правдивость: "Я действительно ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду".
- Подойдет ли нам эта рекомендация?
- Пожалуйста, запишите ее в рекомендации.
3. Задавайте вопросы по этике поведения. Правильно поставленные вопросы могут стать важным средством развития сознательности и честности у ребенка.
Вопросы:
"Это было правильно?"
"Что будет, если все в нашей семье станут все время обманывать?"
"Что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?"
"Как ты думаешь, что я чувствую, когда вижу, что меня обманывают?"
- Запишите, пожалуйста, и эту рекомендацию к другим и пометьте для себя вопросы.
4. Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды. Это легче сказать, чем сделать, однако дети часто прибегают к обману, чтобы привлечь наше внимание. Если ваш ребенок поступил таким образом, постарайтесь сохранить спокойствие, чтобы заняться важным вопросом: почему ребенок обманул и как он думает исправить эту ложь.
- Подходит ли нам эта рекомендация?
- Запишите и ее к остальным. Готовый продукт родительского собрания. Цель достигнута.
3. Заключительный этап
Добиться результатов родительского собрания.
Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения») Рекомендации мы оформляли в памятки. Их вы можете забрать с собой.
- Приучить ребенка к правде - вполне посильная задача. Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика.
Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее.
Я хочу поблагодарить вас. Мне приятно было с вами общаться в ходе обсуждения нашей темы.
Наша встреча подходит к концу. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Прошу вас поделиться впечатлением, вытянув и продолжив фразу:
«Я понял, что.», «Меня удивило.», «Я думаю, что.», «Мне понравилось.», «Я сегодня задумался о.», «Мне сегодня (не) понравилось…».
И закончить наше родительское собрание я хочу словами философа Жан Жак Руссо «Лгать самому себе для своей выгоды — подделка; лгать для выгоды другого — подлог; лгать для того, чтоб повредить, — клевета; это худший вред лжи.» Не лгите своим детям, воспитывайте в них честность. Родители делятся мнением о проведенном мероприятии.