МААМ-картинки

Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО. Перспективный план для работы с детьми 5–6 лет

Анна Рощина
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО. Перспективный план для работы с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Рощина Анна Михайловна

МБДОУ «Детский сад №6» г. Михайловск

Воспитатель

Перспективный план: для детей 5 – 6 лет.

2023 – 2024 год

Реализация регионального компонента в старшей группе.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Темочки:

Эти слова Д. С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.

Актуальность проблемы в том, что - ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. Нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р. М. Литвиновой, Т. В. Чусовитиной, Т. А. Ильиной, Л. А. Поповой, О. Н. Корнюшиной.

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей возникновения Ставрополья, культурой, традициями и обычаями народов, природным окружением родного края.

Цель: осуществлять духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников через приобщение к региональному компоненту. Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края.

Задачи:

1. Продолжить знакомить с природой, Ставропольского края, с богатством Ставропольской земли, с сезонными изменениями в природе, с особенностями охранных зон. 2. Уточнить и расширить знания о растительном и животном мире родного края.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования (профессии, традициям и обычаям.

3. Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов, композиторов родного края.

4. Расширять представления о родном крае и городе. Познакомить с символикой. Достопримечательностями и памятными местами города.

5. Воспитание бережного отношения к природе родного края, патриотических чувств: любовь к родным – городу, краю,

Родине, уважение к своему прошлому и настоящему, познакомить с историей происхождения города;

6. Развивать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения

7. Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;

8. Дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;

9. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Сентябрь

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

«Ставрополье - моя малая родина».

Продолжать знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные

знания детей, формировать представление детей о малой Родине – родном крае, его геральдике, символике. Воспитывать патриотические чувства. Беседа с детьми – «Край в котором я живу».

Знакомство с пословицами и их значением о малой Родине. Занятие

«День рождения Ставрополя»

П. С. Рассказать детям о рождении Ставрополья. Уточнять и систематизировать знания детей о родном городе,, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях, составлять рассказы из личного опыта. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине Экскурсия в Краеведческий музей. Беседы и просмотр презентации о традициях жителей Северного Кавказа.

Изготовление лепбука на тему «Традиции и быт народов Северного Кавказа»

Октябрь

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Беседа о месте положении Ставрополья на карте России. Познакомит с картой Ставропольского края и

местоположение Ставрополя.

Чтение стихотворения Кашпурова И. В. Ставрополье мое»». Просмотр презентации «Леса Ставрополья». Рассказы воспитателя о Ставропольских лесах Дидактическая игра «Витамины в природе»

Познакомить детей с поэтом Ставрополья: Екимцев Александр Ефимович. В 1960 году приехал работать на Ставрополье. Маститые детские поэты Агния Барто и Сергей Михалков восхищались талантом нашего земляка. В честь Екимцева названа краевая детская библиотека. «Лучше Екимцева детского поэта на Ставрополье просто нет! Творчество очень светлое, глубокое, нравственное. Он рассказывает ребенку, как нужно любить природу, семью, папу, маму

«Золотая осень Ставрополья»- Лес в картинах художника П. М. Гричишина.

Познакомить детей с творчеством ставропольского художника. П. М. Гречишкина. Научить детей видеть красоту природы передаваемой в произведениях художника. Воспитывать уважительное отношение к художнику, прославившему Ставропольский край.

Беседа «Чем богат наш край?» Просмотр презентации о поэтах и сельских тружениках Ставрополья.

Чтение стихов на данную тематику: Епанешников Л. Ф. «Солнышко в хлебе» Трудный и долгий путь хлеба на наш стол. Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатства нашего края. Кашпуров И. В. «Сенокос», «Мастерская». Люди села. Нелёгкий труд косаря, слесаря и хлебороба. Геннадий Фатеев «Где родился каравай». Д/И: «От зёрнышка до каравая». Беседа с детьми на тему «Где родился каравай». Воспитывать уважение к людям, чьи руки вырастили хлеб.

Ноябрь

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Занятие «Знатоки природы Ставрополья»

Познакомить с богатством и разнообразием природы Ставропольского края. формирование бережного отношения к природе, в частности, к лесам и рекам нашего края, посредством познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и

понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе, желание

больше узнать о своём крае. «Горы Северного Кавказа».

познакомить дошкольников с названиями гор Ставрополья –Бештау, Стрижамент, Змейка, Кольцо, Машук, Верблюд, Юца, Шелудивая, Лысая, Медовая и др. многообразием полезных ископаемых в горах края, (гранит, уголь, травертин, песчаник, малахит, и др., выявить сходства и различия, месторождения камней через экспозиции ставропольского краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева, и Г. К. Праве. Беседа «Легенды и мифы о Ставропольском крае». Просмотр презентации. Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством

неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края ; формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю. Занятие «Я и моя семья»

П. с. формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; познакомит детей с древом родословной. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

М. В. Усов «Перед дальней дорогой»

Описание торжественной минуты прощания ласточек с родным домом. Сходство поведения птиц с поведением людей, покидающих свой дом. Воспитание любви к родному «гнёздышку».

Декабрь

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Беседы «Народы Северного -Кавказа – многонациональная семья» Дать детям представление о народах, населяющих Ставропольский край. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу. Беседа «Национальная одежда народов Северного Кавказа». Знакомить с особенностями национальной одежды народов Северного Кавказа, её сходством и отличием у разных народов. Просмотр презентации.

Организовать выставку творческих работ на тему: «Дом, в котором я живу»

Изготовление лепбука на тему:

«Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Георгиевск и Александровск.

Просмотр презентации о Ставропольском крае.

Просмотр презентации: «История возникновения названий улиц»: познакомить детей с историей названий улиц, именными названиями К. Маркса, Бруснева, Булкина, Ленина и др., детская библиотека им. А. Е. Екимцева, научная библиотека имени М. Ю. Лермонтова. Формировать уважительные отношения и чувство гордости за их Имена.

Январь

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Беседа «Традиции и обычаи народных праздников на Ставрополье. Просмотр презентации.

Составление рассказов из личного опыта: «Традиции моей семьи народных праздников». Чтение произведений детских писателей Ставропольского края и поэтов –и - Екимцева А. Е, Шевченко А. А., Кашпурова И. В., Шубной Л. Ф., Трилисова А. И., Пухальской Г. Н. ,.Л. Епанешников

Просмотр презентаций о диких животных нашего края.

Рисование: «Дикие животные нашего края».

Изготовление лепбука «Животные Ставропольского края».

Беседы о животных Ставропольского края.

Просмотр презентаций о диких животных нашего края.

Изготовление «Красной книги» животные, занесённые в Красную книгу Ставрополья.

Февраль

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Знакомство с птицами Ставрополья. Просмотр презентаций. М. В. Усов «Дорожка в сугробах»

Наблюдение за поведением птиц зимой. Акция «Угощаем бедствующих птиц», «Птичьи столовые». Изготовление лепбука «Зимующие птицы Ставрополья». Воспитание любви к природе. Умение сострадать. «Трудовое Ставрополье»

Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда. Просмотр видео фильма «Защитники Ставрополя и Ставрополья». Продолжать знакомить с улицами города, носящими имена защитников Ставрополя и Ставрополья. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества.

Изготовление с детьми и родителями лепбука из рисунков и фотографий «Достопримечательности Ставропольского края».

Развивать желание трудиться в коллективе, создавать полезное и интересное для всестороннего развития и кругозора детей.

Март

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Чтение сказки Пухальской Г. Н. «За ужином»

Поучительная сказка – рассказ о бабушке и внуке. Соединение правды жизни с волшебным вымыслом. Мудрость бабушки, прививающей бережное отношение к вещам. Воспитание доброты, уважения, умения видеть и слышать всё, что нас окружает. Просмотр видеофильма «Легенды Ставропольского края».

Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края. Чтение сказки Исакова А. «Былиночка»

Волшебная сказка об особенностях природы степной зоны, о невозможности существования растений и животных без воды. Занимательное знакомство с особенностями растений, насекомых и животных Ставропольского края. Просмотр презентации на данную тематику. Красная книга птиц Ставрополья- презентация. Беседа. Изготовление лепбука «Редкие птицы Ставрополья».

Усов М. В. «Ласточонок»

Отношение человека к природе. Дети и природа. Забота о птенце. Счастливый мальчик. Формирование художественного восприятия окружающего мира.

Апрель

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Просмотр презентации «Художники Ставрополья». Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Уметь узнавать и называть уже знакомых художников и их картины. Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников. Чтение произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,, Л. Н. Толстого на кавказскую тематику.

Беседа по прочитанным произведениям. Просмотр презентации «Транспорт нашего города». Изготовление макета города.

Рисование на тему: «Специальный транспорт города».

Просмотр видео фильма «Заповедники Ставропольского края».

Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых, с назначением «Красной книги» расширять знания о родной природе Ставропольского края.

Май

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя

Уточнять знания о труде родителей.

труд всех горожан приносит пользу жителям всего края и России. Воспитывать любовь к своей семье, своим близким. «Память бережно храним». Дать детям представление о подвиге жителей Ставропольского края. О героях земляках.

Просмотр презентации «Герои Ставрополья». Объяснить детям значение слов: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы» Просмотр презентации: «Люди, каких национальностей населяют наш край»: Беседа по данной тематике.

Игры народов Северного Кавказа, казачьи игры. Рассказ о «Символике родного края»

Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников. Викторина «Что я знаю о Ставрополье».

Развлечение: «Юные экологи»

Изготовление лепбука: «Моё Ставрополье – моя малая Родина»

Литература

1. Писатели Ставрополья. Указатель по литературе. Ставрополь, 1974.

2. Памятники истории и культуры Ставрополья. Ставрополь, 1971.

3. Ставрополь глазами современников. Ставрополь, 1976.

4. Кавказские Минеральные воды. Путеводитель. М: Профиздат, 1987.

5. .Ставропольские писатели детям. Ставрополь, 1971.

6. Дети Кавказа - за мир на Кавказе. Ставрополь, 1999.

7. Литература Ставрополья. Ставрополь, 2000

8. Р. М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г.

9. Р. М. Литвинова, А. Т. Пащенко. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г. ,сборник №2

10. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? 2003г.

11. Система патриотического воспитания ДОУ. Е. Ю. Александрова 2007г.

Публикации по теме:

Перспективный тематический план работы с детьми средней группы на апрель месяц Перспективный тематический план работы с детьми средней группы на апрель месяц. 1 неделя- Комнатные растения *Беседа: «Комнатные растения»,.

Перспективный план летней оздоровительной работы с детьми Перспективный план летне-оздоровительной работы с детьми 3 июня «Международный день защиты детей» Конкурс рисунков на асфальте.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО. Перспективный план для работы с детьми 5–6 лет
Опубликовано: 27 января 2025 в 14:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО. Перспективный план для работы с детьми 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рощина (УИ 611880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД