Елена Петровна Бойко
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
Тема: Закрепление звука "Р" в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
o закреплять навык пользования правильным звуком;
o вырабатывать навык контроля над собственной речью;
o формировать и расширять словарный запас;
o учить грамматически правильно оформлять предложения;
o формировать навык словообразования и словоизменения;
o формировать навык употребления Р. п. ед. числа;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
o привлекать внимание к родовой принадлежности предметов.
1. коррекционно-развивающие:
o развивать мелкую и артикуляционную моторику;
o развивать слуховое внимание, память, наблюдательность;
o развивать фонематический слух и восприятие;
o развивать память, мыслительную деятельность.
1. Коррекционно-воспитательные:
o воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
o воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
o воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
• наборное полотно;
• набор картинок для введения в тему (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох);
• карточка-лабиринт;
• картинки для работы на наборном полотне (тетрадь, рак, кормушка, кружки, барабан, кран, повар, расческа);
• карточка с картинками для упражнения “Половинки”;
• карточка с картинками для игры “Мой, моя, моё” : румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей;
• 2 сюжетные картинки для игры “Слова разбежались”.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед : Вспомним главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
I. Повторение темы прошлого занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, какой звук изучали на прошлом занятии.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед показывает и называет ряд картинок, а ребенок должен услышать и назвать, какой звук повторяется во всех словах (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох)
Сегодня мы будем выполнять различные задания и следить за правильным произношениям звука Р.
III. Упражнения по развитию произношения и автоматизации звука Р.
1. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях :
• проговаривание названий картинок, выставленных на наборном полотне ( картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа). Логопед предлагает ребенку назвать картинки, стоящие на наборном полотне. Звук Р в словах произносится утрированно.
• определение места звука в названиях картинок (на наборном полотне). Логопед просит ребенка указать картинку, в названии которой звук Р стоит в конце слова (в начале, в середине) и произнести само слово.
• автоматизация звука в словах.
Упражнение “Половинки” (договаривание слов)
Логопед загадывает слово и называет его половинку (начало). Ребенок должен добавить недостающую часть слова и проговорить его целиком. Образец: го. — ры, горы;
Перед ребенком находится карточка с картинками, которые помогают ребенку справиться с заданием.
o Составление предложений со словами кран, повар, расческа с использованием глагольной лексики. Ребенку предлагаются три картинки. Ответ требуется дать полным предложением.
Образец. Кран что делает? Кран поднимает грузы.
I. Физминутка
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег. (Медленно приседают)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые снежинки (Встают)
Кружатся над головою
Каруселью снеговою. (Кружатся)
II. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны
речи.
1. Образование Р. п. существительных;
Игра “Чего не стало?”
В ходе игры ребенку предлагается закрывать и открывать глазки. Таким образом, параллельно проводится гимнастика для глаз, не требуя отдельного времени.
На наборном полотне выставлены картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа. Логопед убирает сначала одну картинку, а потом усложняет задание, убирая две картинки. Ребенок должен ответить, кого или чего не стало, полным предложением (“Не стало тетради и рака”)
1. Родовая принадлежность существительных;
Закрепление навыка правильного использования в речи слов “мои”,
“моя”, “моё”.
Упражнение “Мой, моя, моё”
На столе - карточка с картинками: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей. Логопед просит показать и назвать предмет, про который можно сказать “мой” (“моя”, “моё”). Если ребенок затрудняется, следует дать образец речи: “мой рубанок. ” Предшествующая словарная работа со словами “рубин”, “рубанок”.
2. Составление предложения из данных слов.
Игра “Слова разбежались”
Логопед выставляет на наборном полотне две сюжетные картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. Затем он должен прослушать слова и составить предложения из данных слов с опорой на картинки: кормушка, дети, мастерить дерево, на, вешать корм, в, кормушка, насыпать воробей, угощение, рад дети, птицах, заботиться, о Со словом “мастерить” проводилась предшествующая словарная работа.
I. Итог занятия и оценка работы ребенка.
Какой звук мы повторяли? (требуется полный ответ)
Какие слова тебе запомнились?
Какая игра тебе понравилась?
В какой ещё игре мы встречали сегодня слово “кормушка”?
А ты вешаешь зимой кормушки птицам?
II. Домашнее задание.
Следить постоянно за произношением звука Р в спонтанной речи и при чтении.