Ольга Фомичева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение дифференцированно употреблять звуки [Ш] и [Ч].
Задачи:
1. Закреплять умение дифференцированно употреблять звуки [Ш] и [Ч].
2. Формировать лексико-грамматические категории: обучать умению правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Развивать воображение, внимание ребёнка (учить отгадывать загадки, используя картинки).
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Лексический материал:
Слова со звуками [Ш] и [Ч] (в прямых и обратных слогах) :
Врач, грач, богач, плач, качка, дочка, ночка, бочка, прочный, луч, кучка, ручка, внучка, Жучка, привычка, мяч, ключ, водичка, гречка, овечка, чай, чайник, мочалка, бычок, бачок, хочу, драчун, молчу, кричу, чижик, личинка, ручей, качели; шайба, шапка, шахта, мышата, мешать, лошадка, шина, шить, ошибка, машина, кувшин, шум, шиповник, уши, мыши, башня, пашня, мошка, крошка, окошко, лукошко, ладошка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, вышка, пышка, матрёшка, лепёшка, пешка, орешки, вишня.
Слова со звуками [Ш] и [Ч] в одном слове:
Чашка, чешки, чешуя, кричишь, молчишь, мальчишка, Черныш, черешня
Штука – штучка, шапка – шапочка, башмаки – башмачки, черепаха – черепашка, клюшка – клюшечка, плюшка –плюшечка, мешок – мешочек, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка, крышка – крышечка, кошка – кошечка, кувшин – кувшинчик.
Слова-пары:
Шайка – чайка, мешать – кричать, пушок – значок, пешка – печка, катушка – внучка, хочу – крошу.
Ход занятия
В гости приходит мышка Маша и черепаха Чапа.
- Посмотри, мышка сегодня пришла не одна. С ней пришла её подружка – черепаха Чапа. Подумай и скажи, какой первый звук в слове «черепаха»? (Ребёнок называет звук [Ч])
- Правильно! А слово «Чапа» с какого звука начинается? Тоже со звука [Ч].
1.
- Сегодня на занятии мы будем повторять два звука : [Ш] и [Ч]. Сначала давай вспомним, как правильно надо держать язык и губы, когда мы произносим звук [Ш] : губы округлены, язык в форме чашечки находится в положении за верхними зубами. Кончик языка приближен к альвеолам, но не касается их. А когда произносим звук [Ч] – кончик языка поднят к альвеолам, губы слегка выдвинуты вперёд и округлены, зубы сближены или сомкнуты. Когда мы произносим звук [Ш], воздух, который мы выдыхаем похож на шум ветерка – ш-ш-ш-ш. А когда мы произносим звук [Ч], то выдыхаемый воздух похож на звук, идущего по рельсам паровозика – ч-ч-ч-ч-ч. Сначала подуй как ветерок, а потом попыхти как паровозик.
Ребёнок выполняет задание.
- Очень хорошо! Теперь будем произносить слова с этими звуками. Слушай внимательно, не ошибись:
шайка – чайка, мешать - кричать, пушок – значок, пешка – печка, катушка – внучка, хочу – крошу.
В правую ручку возьми мышку, а в левую – черепаху. И, если в слове, которое ты скажешь, услышишь звук [Ш], то поднимешь вверх правую руку с мышкой, а если в слове будет звук [Ч], то поднимешь вверх левую руку с черепахой. Слушай внимательно и чё тко повторяй за мной слова: врач, грач, богач, плач, качка, дочка, ночка, бочка, прочный, луч, кучка, ручка, внучка, Жучка, привычка, мяч, ключ, водичка, гречка, овечка, чай, чайник, мочалка, бычок, бачок, хочу, драчун, молчу, кричу, чижик, личинка, ручей, качели; шайба, шапка, шахта, мышата, мешать, лошадка, шина, шить, ошибка, машина, кувшин, шум, шиповник, уши, мыши, башня, пашня, мошка, крошка, окошко, лукошко, ладошка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, вышка, пышка, матрёшка, лепёшка, пешка, орешки, вишня (слова с разными звуками чередуются).
– Хорошо! Маше и Чапе понравилось с тобой играть! Сейчас я буду говорит тебе предложения, а ты повторяй за мной. В каждом предложении есть слово со звуком [Ш] и слово со звуком [Ч].
У Маши мяч. Мальчик надел шапку и шарфик. В кувшине водичка. Ученики идут в школу. У Наташи черепаха. Шумной стаей прилетели к нам грачи. Ребёнок повторяет предложения и выделяет слова с данными звуками.
- Ты знаешь, есть такие сложные слова, в которых звуки [Ш] и [Ч] встречаются вместе. Давай их с тобой скажем. Внимательно следи и чё тко произноси:
чашка, чешки, чешуя, кричишь, молчишь, мальчишка, Черныш, черешня, Чебурашка. (Уточнять у ребёнка позиции звуков [Ш] и [Ч] в слове)
2.
- Сейчас мы поиграем в игру. Я тебе называю предмет, а ты называешь этот же предмет, но только если бы он был маленький. Например, я говорю «штука», а ты мне ласково – «штучка».
Шапка – шапочка, башмаки – башмачки, черепаха – черепашка, клюшка – клюшечка, плюшка – плюшечка, мешок – мешочек, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка, крышка – крышечка, кошка – кошечка, кувшин – кувшинчик.
3.
- Молодец! Чапа и Маша подготовили для тебя сложное задание. Мы сегодня с тобой будем отгадывать загадки. А отгадки спрятались в этих картинках (показать ребёнку картинки). В отгадке обязательно есть один из наших звуков : [Ш] или [Ч]. Я буду тебе читать загадки, а ты среди картинок искать отгадки и называть их.
Набита пухом, лежит под ухом.
(Подушка)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: ку –ку, ку – ку?
(Кукушка)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы друзья, не бейте нас.
(Часы)
Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Если ты его отточишь – нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.
(Карандаш)
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа -
Топать – шлёпать по болотам.
(Галоши)
Что это у Галочки:
Ниточки на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке?
(Удочка)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
(Парашют)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него -
И не будет ничего.
(Одуванчик)
Прыгает пружинка – зелёная спинка -
С травы на былинку, с ветки на тропинку.
(Кузнечик)
4.
- Молодец! Сейчас я хочу прочитать тебе весёлое стихотворение, которое называется «Катюшки».
В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
Всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки,
Сшили пёстрые рубашки.
Уточнить значения слов: кафтан, жакет, жилет.
- Вот такие Катюшки рукодельницы, так много одежды для всех сшили. Теперь я буду тебе говорить по одному предложению, а ты повторяй за мной, чётко проговаривая все звуки.
Итог
- Сегодня мы с тобой хорошо позанимались. Мы повторили звуки [Ш] и [Ч], назвали много слов с этими звуками, отгадывали загадки. Ещё ты узнала, что есть такие сложные слова, в которых эти два звука спрятались вместе. У тебя очень хорошо получилось образовывать новые слова, которые называют предмет ласково.