МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]»

Ольга Фомичева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закреплять умение дифференцированно употреблять звуки [Ш] и [Ч].

Задачи:

1. Закреплять умение дифференцированно употреблять звуки [Ш] и [Ч].

2. Формировать лексико-грамматические категории: обучать умению правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Развивать воображение, внимание ребёнка (учить отгадывать загадки, используя картинки).

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]“» размещена в разделах

Лексический материал:

Слова со звуками [Ш] и [Ч] (в прямых и обратных слогах) :

Врач, грач, богач, плач, качка, дочка, ночка, бочка, прочный, луч, кучка, ручка, внучка, Жучка, привычка, мяч, ключ, водичка, гречка, овечка, чай, чайник, мочалка, бычок, бачок, хочу, драчун, молчу, кричу, чижик, личинка, ручей, качели; шайба, шапка, шахта, мышата, мешать, лошадка, шина, шить, ошибка, машина, кувшин, шум, шиповник, уши, мыши, башня, пашня, мошка, крошка, окошко, лукошко, ладошка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, вышка, пышка, матрёшка, лепёшка, пешка, орешки, вишня.

Слова со звуками [Ш] и [Ч] в одном слове:

Чашка, чешки, чешуя, кричишь, молчишь, мальчишка, Черныш, черешня

Штука – штучка, шапка – шапочка, башмаки – башмачки, черепаха – черепашка, клюшка – клюшечка, плюшка –плюшечка, мешок – мешочек, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка, крышка – крышечка, кошка – кошечка, кувшин – кувшинчик.

Слова-пары:

Шайка – чайка, мешать – кричать, пушок – значок, пешка – печка, катушка – внучка, хочу – крошу.

Ход занятия

В гости приходит мышка Маша и черепаха Чапа.

- Посмотри, мышка сегодня пришла не одна. С ней пришла её подружка – черепаха Чапа. Подумай и скажи, какой первый звук в слове «черепаха»? (Ребёнок называет звук [Ч])

- Правильно! А слово «Чапа» с какого звука начинается? Тоже со звука [Ч].

1.

- Сегодня на занятии мы будем повторять два звука : [Ш] и [Ч]. Сначала давай вспомним, как правильно надо держать язык и губы, когда мы произносим звук [Ш] : губы округлены, язык в форме чашечки находится в положении за верхними зубами. Кончик языка приближен к альвеолам, но не касается их. А когда произносим звук [Ч] – кончик языка поднят к альвеолам, губы слегка выдвинуты вперёд и округлены, зубы сближены или сомкнуты. Когда мы произносим звук [Ш], воздух, который мы выдыхаем похож на шум ветерка – ш-ш-ш-ш. А когда мы произносим звук [Ч], то выдыхаемый воздух похож на звук, идущего по рельсам паровозика – ч-ч-ч-ч-ч. Сначала подуй как ветерок, а потом попыхти как паровозик.

Ребёнок выполняет задание.

- Очень хорошо! Теперь будем произносить слова с этими звуками. Слушай внимательно, не ошибись:

шайка – чайка, мешать - кричать, пушок – значок, пешка – печка, катушка – внучка, хочу – крошу.

В правую ручку возьми мышку, а в левую – черепаху. И, если в слове, которое ты скажешь, услышишь звук [Ш], то поднимешь вверх правую руку с мышкой, а если в слове будет звук [Ч], то поднимешь вверх левую руку с черепахой. Слушай внимательно и чё тко повторяй за мной слова: врач, грач, богач, плач, качка, дочка, ночка, бочка, прочный, луч, кучка, ручка, внучка, Жучка, привычка, мяч, ключ, водичка, гречка, овечка, чай, чайник, мочалка, бычок, бачок, хочу, драчун, молчу, кричу, чижик, личинка, ручей, качели; шайба, шапка, шахта, мышата, мешать, лошадка, шина, шить, ошибка, машина, кувшин, шум, шиповник, уши, мыши, башня, пашня, мошка, крошка, окошко, лукошко, ладошка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, вышка, пышка, матрёшка, лепёшка, пешка, орешки, вишня (слова с разными звуками чередуются).

– Хорошо! Маше и Чапе понравилось с тобой играть! Сейчас я буду говорит тебе предложения, а ты повторяй за мной. В каждом предложении есть слово со звуком [Ш] и слово со звуком [Ч].

У Маши мяч. Мальчик надел шапку и шарфик. В кувшине водичка. Ученики идут в школу. У Наташи черепаха. Шумной стаей прилетели к нам грачи. Ребёнок повторяет предложения и выделяет слова с данными звуками.

- Ты знаешь, есть такие сложные слова, в которых звуки [Ш] и [Ч] встречаются вместе. Давай их с тобой скажем. Внимательно следи и чё тко произноси:

чашка, чешки, чешуя, кричишь, молчишь, мальчишка, Черныш, черешня, Чебурашка. (Уточнять у ребёнка позиции звуков [Ш] и [Ч] в слове)

2.

- Сейчас мы поиграем в игру. Я тебе называю предмет, а ты называешь этот же предмет, но только если бы он был маленький. Например, я говорю «штука», а ты мне ласково – «штучка».

Шапка – шапочка, башмаки – башмачки, черепаха – черепашка, клюшка – клюшечка, плюшка – плюшечка, мешок – мешочек, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка, крышка – крышечка, кошка – кошечка, кувшин – кувшинчик.

3.

- Молодец! Чапа и Маша подготовили для тебя сложное задание. Мы сегодня с тобой будем отгадывать загадки. А отгадки спрятались в этих картинках (показать ребёнку картинки). В отгадке обязательно есть один из наших звуков : [Ш] или [Ч]. Я буду тебе читать загадки, а ты среди картинок искать отгадки и называть их.

Набита пухом, лежит под ухом.

(Подушка)

Бьют его рукой и палкой -

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведё т: ку –ку, ку – ку?

(Кукушка)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручеёк)

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы друзья, не бейте нас.

(Часы)

Молоко пьёт,

Песенки поёт.

Чисто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Если ты его отточишь – нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь – у нас работа -

Топать – шлёпать по болотам.

(Галоши)

Что это у Галочки:

Ниточки на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке?

(Удочка)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

(Парашют)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего.

(Одуванчик)

Прыгает пружинка – зелёная спинка -

С травы на былинку, с ветки на тропинку.

(Кузнечик)

4.

- Молодец! Сейчас я хочу прочитать тебе весёлое стихотворение, которое называется «Катюшки».

В деревушке три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

Всем Андрюшкам и Наташкам

Сшили яркие штанишки,

Сшили пёстрые рубашки.

Уточнить значения слов: кафтан, жакет, жилет.

- Вот такие Катюшки рукодельницы, так много одежды для всех сшили. Теперь я буду тебе говорить по одному предложению, а ты повторяй за мной, чётко проговаривая все звуки.

Итог

- Сегодня мы с тобой хорошо позанимались. Мы повторили звуки [Ш] и [Ч], назвали много слов с этими звуками, отгадывали загадки. Ещё ты узнала, что есть такие сложные слова, в которых эти два звука спрятались вместе. У тебя очень хорошо получилось образовывать новые слова, которые называют предмет ласково.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «Фиксики. Дифференциация звуков [з]-[с]» Цель: различение согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Образовательные задачи: - закреплять знания обучающихся о парных согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]»
Опубликовано: 12 августа 2024 в 15:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ч]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фомичева (УИ 874003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД