Лучший педагог года

Нейропсихологическая коррекция — эффективная помощь детям с речевой патологией

Елена Белокрылова
Нейропсихологическая коррекция — эффективная помощь детям с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы

«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».

Визель Т. Г.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого ребенка. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. Именно поэтому в работе с современными детьми интересно применять методы молодой науки - нейропсихологии.

Нейропсихология - это научная дисциплина, изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейропсихологический подход– учёт особенностей функциональной асимметрии мозга.

В традиционной логопедии логопед устраняет только внешние проявления речевых дефектов, не углубляясь в механизм нарушения. Эти методики, безусловноэффективны, но только в том случае, если нарушения речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. У детей с речевыми нарушениями чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга, следовательно, нейропсихология – это мост от медицины к педагогике. Сегодня нейропсихология - это эффективный путь развития области, охватывающей проблемы речевых расстройств. Эта наука открывает новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук. Нейропсихологияизучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность - это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейропсихологическомподходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда ребенок говорит,читает, пишет, запоминает, узнает знакомые лица и предметы. Методы нейропсихологии позволяют быстрее справиться с речевымипроблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.

Существует такое понятие как «моторное планирование». Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности (особенно важно при постановке отсутствующих звуков).

Так же хочется отметить, что у детей с речевымирасстройствами имеется нарушение в связи между левым и правым полушарием. Упражнения на межполушарное взамодействие улучшают мыслительную деятельность, память, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Предлагая ребенку поэтапное выполнение ряда графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно мы обеспечиваем включенность в работу правого и левого полушарий. Включение нейропсихологических упражнений в коррекционный процесс приводит к повышению усвоения изучаемого материала. Эти упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Занятия по нейропсихологической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработаннойи адаптированной для логопедических занятий методики, стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

И одной из таких методик является нейропсихологический тренажер, разработанный на основе Таблиц Шульте.

Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке буквы, слоги (прямые, обратные, предметные картинки по лексическим темам, предметные картинки для автоматизации поставленных звуков.

Систематическая и регулярная работа с таблицами Шульте позволит:

• развить зрительное и слуховое внимание и память;

• закрепить знание букв;

• познакомить и закрепить знания и представления о согласных и гласных буквах;

• дифференцировать звуки;

• расширить угол зрения;

• автоматизировать поставленные звуки;

• развивать умение классифицировать и обобщать;

• развивать логическое мышление;

• развивать фонематическое восприятие;

• активировать развитие мозга;

• развить быстроту реакции.

Кроме этого таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения.

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все буквы в поле зрения и называть их в определённой очередности, ориентироваться на двух полях одновременно и координировать речь с движением.

Как нужно ребенку работать с таблицами Шульте?

1. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;

2. Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;

3. Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает, либо закрывает, определенным заранее, предметом все буквы (к примеру все буквы А в хаотичном порядке, далее двигаясь по вертикали или горизонтали);

4. Периодически нужно менять таблицы.

Модифицируя таблицы Шульте, увеличивается вариативность применения данной методики.

Наш обзор методики Шульте подошел к концу. Регулярно используя, на своих занятиях, данную методику, положительный результат коррекционных занятий не заставит себя долго ждать.

Публикации по теме:

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Дидактическое пособие «Математические пазлы в помощь детям. Систематизация знания чисел от 1 до 10»Дидактическое пособие «Математические пазлы в помощь детям. Систематизация знания чисел от 1 до 10» Цель игры:составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память,.

Многофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей средыМногофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей среды Воспитатель: Мамулян М. С. Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи 4. Описание дидактического пособия 5. Дидактическая ценность:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейропсихологическая коррекция — эффективная помощь детям с речевой патологией
Опубликовано: 1 марта 2025 в 11:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологическая коррекция — эффективная помощь детям с речевой патологией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Белокрылова (УИ 2024664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД