Елена Белокрылова
Нейропсихологическая коррекция — эффективная помощь детям с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».
Визель Т. Г.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого ребенка. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. Именно поэтому в работе с современными детьми интересно применять методы молодой науки - нейропсихологии.
Нейропсихология - это научная дисциплина, изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейропсихологический подход– учёт особенностей функциональной асимметрии мозга.
В традиционной логопедии логопед устраняет только внешние проявления речевых дефектов, не углубляясь в механизм нарушения. Эти методики, безусловноэффективны, но только в том случае, если нарушения речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. У детей с речевыми нарушениями чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга, следовательно, нейропсихология – это мост от медицины к педагогике. Сегодня нейропсихология - это эффективный путь развития области, охватывающей проблемы речевых расстройств. Эта наука открывает новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук. Нейропсихологияизучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность - это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейропсихологическомподходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда ребенок говорит,читает, пишет, запоминает, узнает знакомые лица и предметы. Методы нейропсихологии позволяют быстрее справиться с речевымипроблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.
Существует такое понятие как «моторное планирование». Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности (особенно важно при постановке отсутствующих звуков).
Так же хочется отметить, что у детей с речевымирасстройствами имеется нарушение в связи между левым и правым полушарием. Упражнения на межполушарное взамодействие улучшают мыслительную деятельность, память, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Предлагая ребенку поэтапное выполнение ряда графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно мы обеспечиваем включенность в работу правого и левого полушарий. Включение нейропсихологических упражнений в коррекционный процесс приводит к повышению усвоения изучаемого материала. Эти упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Занятия по нейропсихологической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработаннойи адаптированной для логопедических занятий методики, стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.
И одной из таких методик является нейропсихологический тренажер, разработанный на основе Таблиц Шульте.
Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке буквы, слоги (прямые, обратные, предметные картинки по лексическим темам, предметные картинки для автоматизации поставленных звуков.
Систематическая и регулярная работа с таблицами Шульте позволит:
• развить зрительное и слуховое внимание и память;
• закрепить знание букв;
• познакомить и закрепить знания и представления о согласных и гласных буквах;
• дифференцировать звуки;
• расширить угол зрения;
• автоматизировать поставленные звуки;
• развивать умение классифицировать и обобщать;
• развивать логическое мышление;
• развивать фонематическое восприятие;
• активировать развитие мозга;
• развить быстроту реакции.
Кроме этого таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения.
Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все буквы в поле зрения и называть их в определённой очередности, ориентироваться на двух полях одновременно и координировать речь с движением.
Как нужно ребенку работать с таблицами Шульте?
1. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;
2. Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;
3. Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает, либо закрывает, определенным заранее, предметом все буквы (к примеру все буквы А в хаотичном порядке, далее двигаясь по вертикали или горизонтали);
4. Периодически нужно менять таблицы.
Модифицируя таблицы Шульте, увеличивается вариативность применения данной методики.
Наш обзор методики Шульте подошел к концу. Регулярно используя, на своих занятиях, данную методику, положительный результат коррекционных занятий не заставит себя долго ждать.