Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»

Марина Короткая
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальное занятие (дислалия)

Тема: Автоматизация звука "Р"

Лексическая тема: "На рыбалке"

ЦЕЛИ: автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «На рыбалке».

Задачи: Способствовать закреплению правильного четкого произношения звука «Р» в словах, в тексте, предложениях; закрепить представления о твердости и мягкости согласного звука «Р»; способствовать формированию операций контроля; развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов; развивать подвижность речевого аппарата, правильное речевое дыхание, процессы мышления, целостность зрительного восприятия, общую и мелкую моторику. Уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы, рыбалка», способствовать развитию связанной речи. Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]“» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка "На рыбалке", "рыбки", "удочка", мыльные пузыри, камни для развития мелкой моторики, пирамида со словами, содержащими звук «р», презентация по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психологический настрой.

Я сейчас прочитаю стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах: (слайд 2)

Т. и леща, т. и фо. ели

Наш. ыбак поймал на мели!

- Вот улов, так улов!

. адовался. ыболов.

Актуализация знаний

Над каким звуком мы будем сегодня работать? («Р»). Звук «Р» гласный или согласный? Звонкий или глухой? Скажи звук твердо и мягко. Звук «Р» какой буквой на письме обозначается? Выложи букву Р при помощи камешков. (Развитие мелкой моторики).

2. Основная часть.

2.1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ. Отгадай загадку: (слайд 3)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Лягушка — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам,

Улыбаются, смеются

А глаза у них как блюдца.

У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? (слайд 4)

Хоботок — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Подражаю я слону:

губы хоботом тяну.

Даже если я устану,

их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

свои губы укреплять.

Лягушки - хоботок - на счёт "раз-два" чередовать упражнения.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Упражнения для языка: (слайд 5)

Маляр - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить потолок пора,

Пригласи маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем

Поведём вперёд-назад -

Наш маляр работе рад!

Лошадка - пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён. (слайд 6)

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу.

Цок-цок-цок~цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост и грива.

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок-цок.

Посчитай верхние зубы - кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

2.2. Развитие фонематического слуха

та-то-ту-ти па-ба-па-ба

аль-оль-уль-иль ав-ав-аф-аф

дра-дро-дру-дры да-да-та-да

тря-тре-трё-три атр-ятр-итр-ытр

2.3. Формулирование темы и целей занятия.

(Формулирует ученик, а учитель-дефектолог обобщает).

Стихотворение (Чтение стихотворения учителем-дефектологом, а затем ребенком.) (слайд 7)

Три леща, три форели

Наш рыбак поймал на мели!

-Вот улов, так улов!

Радовался рыболов.

- О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбах и рыбаке)

- А кто радуется улову? (Рыбак)

Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. Закрепим произношение звука "Р" в словах, предложениях.

- Кто такие рыбы и кого называем рыбаком?

В словаре Владимира Даля Рыба - водное животное с холодной алой кровью, жабрами, чешуей или обнаженной кожей, мечет икру.

2.4. Автоматизация звука «Р» в словах. Развитие активного словаря.

Игра: "СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ"

- Подбери и назови родственные слова к слову "Рыба".

РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп, рыбацкий, рыбачье.

Презентация (Пресноводные рыбы) (слайд 8-24)

Карась- река Карасина.

Зеркальный карп - на теле имеются отдельные крупные чешуйки — «зеркальца» (отсюда название)

Окунь- первонач. "глазастая рыба". От око;

ПЕСКАРЪ - Происхождение неясно. Возможно, слово пескарь образовано от существительного пискъ - по писку, который издает эта рыбешка, когда се берут в руки. Есть объяснение, согласно которому название этой рыбки связано с существительным песок. Возможно также, что оно восходит к латинскому — "рыба".

Угорь - "угорь" (буквально "водяная змея").

Слово «Щука» восходит к польско-украинскому глаголу «шукать» -искать.

Осетр "рыбья кость".

Плотва "плоская рыба

Лещ - с греч. "косой" (о линии)

Омуль омулявка "маленькая рыбка"

Игра "РЫБОЛОВ".

(На полу разбросаны "рыбки" — фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, учащийся при помощи "удочки" - ручка, веревочки и магнитика "ловит" слова).

- "Поймайте" "рыбки" со словами на звук "Р" и прочитайте их.

(Ребёнок "ловит" и четко проговаривает слова со звуком "Р": рыба, жабры, брюшко, карась, икра. пескарь).

- В каких словах нет звука "Р"? (чешуя, мальки, щука, плавники)

- На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).

- Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники).

- По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук "Р" звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко - это брюшко, карась, пескарь).

- Объясни, почему? (согласный звук смягчают "Ь" знак и буква "Ю")

(При выполнении задания учитель-дефектолог постоянно следит за правильным и четким произношение звука "Р" в словах, ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).

2.5. Дыхательная гимнастика (слайд 25)

"ДЫШИМ КАК РЫБЫ"

- Покажи, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом- выдох ртом).

А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом - выдох ртом)

Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом - выдох ртом)

Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом) (Вдох носом - выдох ртом).

Упражнение выполняем до 3-5 раз.

Формирование операций контроля.

Рассмотри внимательно буквы. Обведи кружком те, которые написаны правильно. Выпиши их в квадратики. Какое слово у тебя получилось?

Собери пирамиду. В основание пирамиды надо положить кольцо со словом, в котором звук «Р» стоит на первом месте, второе кольцо – слово, где «Р» на втором месте и т. д.

Физкультминутка.

Упражнение на развитие общей моторики: "РЫБКА" (координация речи с движением тела и рук).

РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, (ученик показывает туловищем и руками, как плавают рыбки)

РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.

РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозит пальчиком)

МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ, (изображает ловлю рыбки крючком)

Упражнение выполняем до 3-х раз

2.6. Автоматизация звука «Р» в предложениях

Пословица. Как Вы понимаете пословицу: (слайд 26)

"БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА"?

(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).

Развитие связной речи. (слайд 27)

Сюжетная картинка «НА РЫБАЛКЕ».

Составьте рассказ по сюжетной картинке.

Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача, "Ловись рыбка большая и маленькая".

Примерный текст рассказа:

Мама с Ромой отправились на рыбалку. Они пошли рыбачить на озеро. Сели в лодку и поплыли по озеру. Рома закинул удочку с червячком на крючке и стал ждать. Рома повторял: "Ловись рыбка большая и маленькая". Он поймал пескаря и ерша. Удачная была рыбалка!

Учитель-дефектолог при затруднении помогает дополнительными вопросами.

Скороговорка. (слайд 28)

РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.

(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук "Р", затем быстро, еще быстрей).

3. Рефлексия. Подведение итогов. (слайд 29)

О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).

Какие названия рыб ты узнал? (Ерш, пескарь, карась и др.).

Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук "Р")

Заполнение карточек «Настроения».

Учитель-дефектолог: Короткая М. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»
Опубликовано: 4 июля 2020 в 12:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в словах и предложениях [Р]»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Короткая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД