Силич Светлана
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука Р»
учитель-логопед: Айрапетова Д. А.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в
слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в
слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
Развивать артикуляционную мускулатуру ребенка, фонематическое
восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную
моторику, координацию речи с движением.
формирование положительной установки на участие в занятии;
стимулировать речевую активность.
Оборудование:
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуй Арина, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Рая.
Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться
правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш
непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно
выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика
- Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка).
Посмотрел наверх и вниз («Качели», посмотрел по сторонам («Часики»,
почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик
(«Парус», подул ветерок (дыхательные упражнения) и кораблик приплыл к
лягушке («Лягушка»). Лягушка улыбнулась и позвала слоника («Слоник»).
Язычок отправился дальше гулять. Встретил язычок лошадку (“лошадка”).
Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал («Расческа»). А
вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы («Часики») и решил
отправиться домой.
3. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке,
кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя
создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку:
Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух
встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На
письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих
словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
4. Игра «Наведи порядок».
-Рая просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу.
На верхнюю полку положи картинки, где звук [р] находится в начале слова,
на среднюю полку – где звук [р] находится в середине слова, а на нижнюю
полку – где звук [р] в конце слова.
Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан,
пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски,
карандаши, ролики.
4. Физкультминутка.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р, какой
звук второй? (звук А, какой звук третий? (звук К).
7. Игра «Что есть у Раи».
-У Раи есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и
скажи, что есть у Раи.
- У Раи пирамида.
- У Раи конструктор.
- У Раи барабан.
- У Раи фотоаппарат.
- У Раи картина.
8. Игра «Исправь предложение»
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся,
девочка Рая непременно научится правильно произносить звук Р. Исправь
предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
9. Итог занятия.
Как рада девочка Рая. Теперь и она умеет произносить самый трудный звук!
Арина ты молодец!