Зинаида Кшнякина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [р] в речи.
Задачи :
Коррекционно-образовательные
• упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стишках;
• упражнять в изменении падежных форм существительных с предлогами;
• закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах;
• закреплять умение составлять предложения.
Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление;
• развивать общую и мелкую моторику;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
• воспитывать положительную мотивацию, культуру общения, желание научиться правильно произносить звук [р];
• воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Методические приемы : беседа, вопросы, объяснение, воображаемая ситуация, педагогическая оценка.
Предварительная работа: игры на развитие фонематического восприятия, постановка звука [р], разучивание стишков-скороговорок.
Оборудование: чемоданчик с заданиями (предметные картинки, буквы (р,а,о,у,и,ы,э, лист с буквенной мозаикой, таблица со снеговиком для картинок, картинка с Незнайкой, синий и зеленый карандаши.
Ход занятия.
Логопед. Здравствуй, Влад! (В руках у логопеда игрушечный чемоданчик) Сегодня утром на столе нашла вот этот чемоданчик. Открываю, а там записка, адресованная тебе. Хочешь узнать, что там написано? (ДА). Слушай. (Логопед читает: Здравствуй Влад! Мне скоро в школу, а я не смог выполнить задания со звуком [р], помоги, пожалуйста. Меня узнаешь, когда выполнишь все задания.) Ну что, ты готов помочь и узнать, кто нуждается в твоей помощи, (Да).
Логопед. Нам нужен звук [р], давай вспомним, как заводится моторчик.
(Ребенок произносит несколько раз звук [р]).
Логопед. Вот теперь ты готов. Посмотрим, какое первое задание. (Открывает чемоданчик и достает коробочку с буквами). Найди букву, которой обозначается звук [р].
Ребенок находит букву и кладёт перед собой.
Логопед. А теперь найди букву, которой обозначается звук [а]. положи справа от Р. Произнеси их вместе, что получится? (РА). А теперь поменяй местами буквы, произнеси, что получилось? (АР). (Далее работа проводится со всеми гласными буквами: ру-ур, ро-ор, ры-ыр, рэ-эр, ри-ир.). Как произносил звук [р]? (Твердо). А со звуком [и], когда стоит после [р]? (Мягко). Первое задание выполнил, молодец! А вот и второе задание.
(Ребенок кладет в таблицу со снеговиком картинки, в названиях которых есть звук [р]).
Далее логопед проводит лексико-грамматические игры с картинками по таблице:
1. «Назови картинки и найди место звука [р]». Ребенок называет картинку и находит место звука [р] в слове.
2. «За, перед, между, над, под, слева, справа». Игра проводится по тем же картинкам, которые в таблице перед ребенком. Ребенок отвечает на вопрос логопеда: «Где находится предмет?». Дает несколько вариантов ответов, используя в ответе каждый раз разный предлог или слово.
(Например: роза находится между забором и вороной или роза находится справа от забора и слева от вороны и т. д.)
3. «Найди картинки, которые подходят друг другу». Ребенок находит картинки, которые можно назвать одним общим словом. Например: зебра и жираф — это животные жарких стран и т. д.
4. «Повтори». Ребенок по памяти называет все картинки со звуком [р].
Логопед. Молодец, справился и с этими заданиями. А вот еще одно задание: «Составь предложение». (Логопед читает слова, а ребенок из них составляет предложения: 1. Огурцы, в, помидоры, огород, расти. 2. Куртка, стирать, красная, мама. 3. Порхать, розы, яркие, над, бабочки. 4. Рисовать, Тамара, карандаши, разноцветные. 5. Спелый, разрезать, Рома, арбуз.)
Логопед. Молодец! А вот еще одно задание: «Вспомни и проговори стишки-скороговорки со звуком [р]
Ребенок. У Иры два брата - Захар и Егор.
Захар дрова рубит, Егор метет двор.
Рома дружит с носорогом. Носорог тот — недотрога.
Не дает потрогать рог
Недотрога-носорог.
В коробке у Берты открытки, конверты, фотографии, марки и другие подарки.
У самого забора будка Трезора.
Не пустит Трезор гостей за забор.
Есть у Раи огород: Там морковка и горох,
Справа огород Федоры, в основном там помидоры.
Логопед. Молодец! А вот и последнее задание. (Логопед достает из сундучка лист с буквенной мозаикой. Задание: раскрась части мозаики с буквой Р. Ребенок закрашивает синим и зеленым карандашами буквы, получаются две большие буквы Р)
Логопед. Какой звук обозначаем синим цветом? (Твердый Р). Какой звук обозначаем зеленым цветом? (Мягкий РЬ).
Молодец! А вот и неизвестный отправитель. (Логопед достает картинку с Незнайкой). Кто это? (Незнайка). Теперь он знает, как нужно выполнять школьные задания. Он благодарит за помощь и дарит тебе вот эту наклейку с машинкой.