Ольга Сукорцева
Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] «Наш гость — Буратино» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 34»
«Наш гость – Буратино!» Звук [Р]
Подготовительная к школе группа
Составила учитель-логопед Сукорцева Ольга Эдуардовна
ХАБАРОВСК 2023
Звук Р
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] „Наш гость — Буратино“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Тип занятия : микрогрупповое (2 человека).
Вид занятия : фонетическое.
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, с нарушением всех компонентов языковой (речевой) системы. Второй год обучения.
Общая продолжительность занятия : 20 минут.
Цель: Создание условий для развития навыка узнавания и правильного произнесения звука Р в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
1. Активизировать умение детей самостоятельно сформулировать цель занятия
2. Подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р
3. Развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р
4. Актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове.
5. Актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р
6. Автоматизировать звук Р в слогах, словах. Развивать память
7. Снять усталость и напряжение. Развивать согласованность движений с речью.
8. Развивать фонематические представления (определение места звука на фоне слова).
9. Развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р.
10. Автоматизировать звук Р в предложении.
11. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
12. Закреплять умения правильно проговаривать звук Р в словах, фразовой речи.
Сюжетно-игровая основа: «Играем, отдыхаем вместе с Буратино».
Предполагаемый результат: дети будут правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Ресурсы: Игрушка Буратино, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, пособие «Логогусеница», «звуковые домики», цветные фишки, буквы.
Аудио запись песенок: Т. С. Овчинниковой «Ра-ра-ра, на дворе у нас гора».
№ Задачи Содержание деятельности логопеда Деятельность детей Время Планируемый результат
I Вводный этап (мотивационно - целевой)
1 Активизировать умение детей самостоятельно сформулировать цель занятия 1. Упражнение «Сдувание привета».
- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы вам предложить послать свое приветствие друг другу по воздуху.
2. -Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - из полена,
Азбука была при нем!
Собирался в школу днем.
Кто же это?
- Правильно! Вот наш гость – Буратино.
- Поприветствуйте его.
- А сейчас я проговорю слово Буратино. А вы внимательно слушайте, какой звук я выделю : Бур-р-ратино?
(Р).
Замечательно! Вы научились красиво произносить звук Р.
А Буратино очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко все звуки. А у Буратино не получается произносить звук [Р].
-Какие будут предложения?
- Покажите Буратино, как вы умеете красиво произносить звук Р.
- Ребята, подумайте, над каким звуком мы сегодня будем работать? Дети сдувают свои приветы друг другу и логопеду.
Дети: Буратино.
Дети произносят звук Р.
Дети: предлагают научить Буратино произносить звук Р.
Самостоятельно формулируют цель занятия : «Мы сегодня будем работать над звуком Р» 2 мин. Создание комфортной обстановки для каждого участника; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Самостоятельно сформулировали цель занятия
II Основной этап
1 Подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р - Чтобы чётко, правильно произносить звук Р, нужно выполнить упражнения: Улыбка – хоботок слоненка. Маляр. Лошадка. Грибок. Дятел.
Дети выполняют артикуляционные упражнения одновременно с движениями рук 2 мин. Выполнили артикуляционно-пальцевую гимнастику с элементами биоэнергопластики
2 Развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р - Давайте расскажем Буратино, что нужно сделать, что бы получился звук Р.
- Если язычок поднимается к нёбу, есть преграда, и этот звук какой?
- Послушайте горлышко, звук Р звучит с голосом или без голоса?
- Какая воздушная струя? - Нужно поднять широкий кончик язычка за верхние зубы и с силой подуть на кончик языка. И почувствуем кончиком языка щекотание.
- Звук Р согласный.
- Звук Р звонкий.
- Сильная. 2 мин. Определили характеристики звука Р (согласный, звонкий).
3 Актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове. Игра «Ушки - слушки»
- Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова, а вы кивайте головой, если слышится звук Р или поворачиваете голову в стороны, если звука нет.
Рыба, марка, карандаш, лук. Если в слове слышится звук Р, дети кивают. Если нет звука Р, показывают отрицание. 1 мин. Определили наличие или отсутствие звука Р в слове
4 Актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р Упражнение «Рычалочка»
- Ребята, давайте покажем Буратино нашу «рычалочку».
- А теперь покажите Буратино как ворона и воронята каркают: «Кар-р-р» (низким и высоким голосом) Дети наматывают нитку с мышкой на массажный брусок.
Дети произносят изолированный звук Р низким и высоким голосом 1 мин. Правильно произнесли изолированно звук Р.
5 Автоматизировать звук Р в слогах, словах. Развивать память 1. Я предлагаю вам поиграть с логогусеницей.
- Читайте слоги, закрывайте камешками и чётко проговаривайте каждое слово.
2. Игра «Подбери картинку».
- Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия картинок с таким же количеством слогов.
3. Отгадайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
4. Игра «Одна семейка».
- Давайте подберём родственные слова к слову РЫБА. Но сначала вспомним, что родственными называют слова … близки по звучанию и по значению.
Плавники у нас росли бы
Мы бы плавали как (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая (рыбёшка).
«Эх, сорвался мой улов!» -
Рассердился (рыболов).
Рыба не клюёт никак,
Видно, я плохой (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась (рыбалка).
- Вспомните, какие родственные слова вы произносили? Дети проговаривают слоги, слова.
Дети называют картинки: рысь (рак, рот); ры-ба (ро-за, ра-ма, руч-ка, ро-бот); ра-ке-та (ра-кет-ка, ро-ли-ки)
Дети произносят отгадку: рыбы.
Дети называют родственные слова: рыбы, рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка.
3 мин. Правильное произнесение звука Р в слогах, словах с прямым слогом.
Совершенствуется навык
слогового анализа и синтеза слов.
Развивается речевой слух, мышление.
Легко усваивается детьми навык образования родственных слов.
6 Снять усталость и напряжение. Развивать согласованность движений с речью - А теперь предлагаю немножко отдохнуть.
Наш воробушек проснулся, потянулся-потянулся. потягивание
Головою завертел – червяка найти хотел. повороты головы влево-вправо
Влево, вправо наклонился: «Где, червяк, ты затаился?» наклоны в стороны
Я найти тебя хочу.
Ну-ка, в поле поскочу.
прыжки на месте
Загляну под лопушок,
где же этот червячок? приседание
Может, лучше полетать-
в небе бабочку поймать? вращения руками
Хлоп – поймали комара.
Отдохнуть теперь пора. хлопок под коленами
Дети выполняют движения сопряженно с речью. 1 мин. Снятие усталости и умственного напряжения через активизацию общей моторики.
7 Развивать фонематические представления (определение места звука на фоне слова) Игра «Звуковой домик».
-Наш гость принес конверт с картинками.
- Посмотрите на картинки. Назовите их. Определите место звука Р в названии. Обозначьте фишкой на «звуковом домике» место звука в слове.
Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, светофор, помидор. Называют предметы, определяют место звука в слове и обозначают звук фишкой на «звуковом домике». 1мин. Правильное проговаривание слов со звуком Р, правильное определение места заданного звука в слове и обозначение его фишкой
8 Развивать умение выполнять звукобуквенный анализ слова - Ребята, послушайте слово: Ручка. Отхлопайте. Сколько раз? Сколько полосок положили? Почему?
- Отхлопаем 1 слог, какой гласный слышим? (У) Обозначьте фишкой.
-Отхлопаем 2 слог, какой гласный слышим? (А)
Обозначьте фишкой.
-Хлопаем Руч, перед у какой слышим звук? (Р)
Какой это звук? Какой фишкой обозначим?
-Хлопаем Руч, какой звук слышится после у? (Ч) Какой он? Какой фишкой надо обозначить?
- Отхлопаем 2-ой слог Ка. Какой звук слышится перед а? (К). Какой это звук? Какой фишкой обозначим?
Сколько всего звуков? А теперь выложим слово из букв. Каждый звук обозначим буквой. Прочитайте слово по буквам. Дети выкладывают 2 полоски, потому что в слове два слога.
Называют звуки в этом слове, определяют гласный или согласный, твёрдый или мягкий, обозначают каждый звук цветом, определяют сколько звуков, выкладывают это слово из букв.
2 мин. Правильно проговаривают слово РУЧКА. Выполняют звуко-буквенный анализ слова. Правильно выделяют гласные и согласные.
9 Развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р А сейчас наш гость Буратино покажет, как он, благодаря вам научился правильно рычать. (Р)
- Он предлагает поиграть. Буратино будет говорить слово, а вы повторите его и подумав, замените в слове первый звук звуком Р.
МАК - …РАК, мука – рука, лама – рама, жакетка – ракетка, тучка – ручка. мычать – рычать. Замечательно! Дети проговаривают слова со звуком Р в начале слова с открытым слогом, заменяя первый звук в слове на звук Р. 1 мин. Правильное произнесение слов со звуком Р
10 Автоматизировать звук Р в предложении Игра «Придумай предложение».
- Придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р.
Егор собирает.
Дети подбирают слова со звуком Р и проговаривают составленное предложение.
Варианты: Радостный Егор собирает на огороде красные, красивые, крупные помидоры. 2 мин. Правильно подбирают и проговаривают слова со звуком Р, согласовывая их в предложении.
III Заключительный этап (рефлексивно-оценочный)
1 Развивать навыки самоконтроля и самооценки - Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Оцените занятие и свою деятельность на занятии смайликом. Смайлик зелёный улыбается – было интересно, со всем справился.
Смайлик жёлтый грустный – было интересно, но не все получилось легко.
Смайлик красный грустный – не совсем удовлетворён.
Дети подбирают смайлик. 1 мин. Дети оценивая свою деятельность подбирают смайлик.
2 Закреплять умения правильно проговаривать звук Р в словах, фразовой речи - Посмотрите, какой Буратино стал весёлый!
- Почему?
ВЫ старательно и правильно выполняли все задания, заставляя язычок трудиться.
Вспомните пословицу о труде.
- Ребята, наш гость прощается с нами, он говорит вам СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!
- А мы споём ему песенку.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, на дворе у нас гора,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору,
Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы,
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора!
Распевка Т. С. Овчинниковой «На дворе у нас гора»
Дети: Мы помогли Буратино правильно произносить звук Р.
Дети проговаривают пословицу: Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Дети пропевают логопедическую распевку. 1 мин. Закрепили умение правильно произносить слоги и слова со звуком Р.