Щепелина Ольга Васильевна
Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с ТНР «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:звук [Ш].
Цель: формирование умения правильного произношения звука [Ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнить произносительный образ звука [Ш];
• Формировать навыки звукового анализа и синтеза слова из 3 звуков «оса», двусложного слова «мыши»;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• Упражнять в правильном произношении звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах;
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с ТНР „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий;
• Воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком Ш, схема анализа звука Ш, схема артикуляции звука Ш, набор для звуко-слогового анализа, звуковая линейка, Тико-конструктор.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент
Логопед: Здравствуй, Наташа! Я рада тебя видеть! Какое у тебя сейчас настроение?
II. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Наташа, садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие? Правильно, с гимнастики для язычка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Смотри в зеркало и выполняй движения правильно.
«Блинчик»
Мы печем, печем блиночки
И для сына и для дочки!
«Маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела)
Все, до дальнего угла!
«Вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы хоботком тяну!
«Лягушка»
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
«Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
«Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем.
Логопед: Наташа, ты выполнила все упражнения правильно! Молодец!
Развитие речевого дыхания. Упражнение «Горячий чай»
Логопед: выбери себе красивую чашку, будем пить горячий чай. Какого цвета у тебя чашка? Не забывай, щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.
Изолированное произнесение звука Ш. Упражнение «Змея шипит» (Комарова Л. А. стр. 3)
Логопед: Наташа, давай поможем Змейке доползти до ее домика. Надо показывать Змейке дорожку и шипеть как Змейка Ш-Ш-Ш. (Ребенок выполняет задание). Молодец, Наташа, у тебя получился правильный звук Ш, так как шипит настоящая Змея!
Артикуляция звука Ш по символам Акименко В. М. :
• губы трубочкой;
• зубы заборчиком, немного разомкнуты;
• язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;
• воздушная струя тёплая (символы).
• звук [ш] какой?
Характеристика звука Ш по схеме:
• гласный или согласный;
• твёрдый или мягкий;
• звонкий или глухой.
Звук Ш согласный, глухой, всегда твердый.
Упражнение «Пальчиковая азбука». Показываем Ш пальцами.
Логопед: Посмотри внимательно на букву Ш (рассматриваем букву Ш картинка и фигурка, находим общее). Послушай стихотворение про Ш:
- Когда у расчески Три зуба осталось
Тогда буква Ш над ней посмеялась!
Развитие мелкой моторики «Выложи букву Ш из палочек»
Логопед: Наташа мы уже выкладывали букву Ш из мозаики, а теперь выложи букву Ш с помощью счетных палочек. (Ребенок выполняет задание). Наташа, ты быстро справилась с заданием,молодец!
Автоматизация Ш в слогах (прямые и обратные, словах.
Чтение слогов по тренажеру (прямые – обратные слоги). Ребенок выбирает и называет слова, в которых произносится звук Ш.
Упражнение «Логопедический поезд» (Комарова Л. А. стр. 22).
Логопед: в вагончиках разное количество окошек: в первом – одно окошко, во втором – два окошка, в третьем – три окошка, в четвертом – четыре. Наташа, ты будешь продавать билеты пассажирам, сколько слогов в слове – в такой вагончик продашь. (Ребенок выполняет задание). Наташа, ты справилась с заданием правильно, молодец!
Музыкальная разминка «Вышла мышка поиграть»
Вышла мышка погулять (шаги на месте).
Раз, два, раз, два.
Пошалить и поиграть (вращение кистями по кругу).
Раз, два, раз, два.
Правой лапкой топнула (топает правой ногой).
Топ, топ, топ.
Левой лапкой топнула (топает левой ногой).
Топ, топ, топ.
Сыр на полке увидала (поднимает руки вверх).
Лапки вверх к нему подняла.
Тянется – потянется (тянется вверх на носочках).
Сыр ей очень нравится.
Кусочек утащила (опускает руки вниз).
Вниз лапки опустила.
Рады лакомству мышата (хлопает в ладоши).
Хлопают в ладошки.
Оглянулись - а за ними
Наблюдает кошка! (поворачивают голову назад).
Мышки испугались (складывает руки домиком над головой).В норки разбежались.
Звукобуквенный анализ слова состоящего их 3 звуков – «ОСА»
Логопед: Сколько звуков? Сколько слогов? Назови первый звук (О – гласный, фишка красного цвета, какой второй звук (С – согласный, твердый, глухой, фишка синего цвета, назови третий звук (А- гласный, фишка красного цвета). Какое слово получилось? Ребенок самостоятельно выкладывает слово.
Звукобуквенный анализ слова «МЫШИ» с использованием «Тико-конструктора».
Логопед: Сколько звуков? Сколько слогов? Какой первый звук! (М –согласный, твердый, звонкий). Какого цвета берем фишку, синего или зеленого? Какой второй звук! (Ы – гласный, фишка красного цвета);Назови третий звук. (Ш – согласный, твердый, глухой, фишка синего цвета). Какой четвертый звук? (И – гласный, фишка красного цвета). Какое слово получилось? Ребенок самостоятельно выкладывает слово.
III. Заключительная часть
Рефлексия:
1. Какой звук мы сегодня чаще произносили?
2. Расскажи, что ты знаешь про звук Ш.
3. Какое настроение у тебя было на занятии?
Логопед: Наташа, ты сегодня справилась со всеми заданиями, молодец!