Елена Клюкина
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты
▼ Скачать
«Карта для тигренка Лео».
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях; составление интеллект-карты.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
• уточнить артикуляцию звука [Р];
• дать характеристику звука [Р];
• закреплять правильное произношение звука [Р] в открытых и закрытых слогах; словах; предложениях.
• упражнять в делении слов на слоги.
• расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие :
• развивать артикуляционную мускулатуру ребенка;
Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
• формировать правильное речевое дыхание;
• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные :
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности и самостоятельности;
• стимулировать речевую активность.
Оборудование:
Зеркало для индивидуальной работы; предметные картинки для составления интеллект - карты.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Логопед: Здравствуй Полина. Ребёнок здоровается. Давай вспомним ритуал приветствия
Пусть наша добрая улыбка
(руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом
(руки прикладываются к груди)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вверх, пальцы как лучики)
Делиться счастьем и добром
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл грустный тигренок Лео. Он грустит потому, что все его друзья умеют рычать, а у Лео ни как не получается. Ты же расскажешь ему последовательность, как научиться рычать?
Ребё нок отвечает: Да.
Логопед: Что бы у нас получился красивый звук [Р], что нужно для этого сделать.
Артикуляционная гимнастика.
Давай покажем нашему тигренку Лео, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным. Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»
Красить комнаты пора-
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
Логопед: Давай поиграем с «ветерком».
Дыхательная гимнастика. Подуй на «как ветерок», но помни правило – щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем! «Фокус»
2. Основная часть. Составление интеллект-карты.
Логопед: У меня есть предложение, чтобы тигренок Лео не забыл как произносить звук [Р], мы ему поможем – составим для него карту напоминание «все о звуке [Р]».
Итак берем лист бумаги и в центр листа вклеиваем фотографию тигренка Лео как символ звука [Р]. Теперь нам нужно вспомнить все, что мы сначала делали, чтобы у нас получился звук Р. От центральной картинки проводим фломастером ветвь и приклеиваем картинку артикуляционной гимнасики, затем дыхательной.
Логопед: Молодец, как рычит тигренок? [р-р-р].
(проводим от центральной картинки ветвь и приклеиваем букву Р)
А ты знаешь, что это за звук?
Ребенок: он согласный, потому что его нельзя пропеть, звук твердый, поэтому мы обозначаем его синим цветом – рисуем синий квадратик, звонкий – обозначаем колокольчиком.
Пальчиковая гимнастика с проговариванием слогов
(Кинезиологические упражнения).
- Повтори слоги, выполняя движения по образцу.
РА РО РУ РЫ АР ОР УР ЫР
- Давай наклеим и прочитаем прямые и обратные слоги.
Место звука в слове
- А что обозначает дом с тремя окнами?
- Что звук [Р] может в слове стоять в начале, в середине, в конце слова.
- Давай мы вклеим на нашей карте картинки со звуком [Р] для тигренка.
От центральной картинки проводим еще одну ветвь, от главной ветви идет разветвление: 1 ветка – слова со звуком [Р] в начале слова (робот, радуга, рыба, 2 ветка слова со звуком [Р] в середине слова (ведро, корова, пирог, 3 ветвь слова со звуком [Р] в конце слова (помидор, сыр, кефир).
Физкультминутка
«Рано утром почтальон»
- А теперь чтобы Тигренку стало понятно, для чего мы научись произносить слова со звуком [Р], научим его составлять предложения со словами, чтобы в будущем он смог легко строить фразы, и общаться со своими друзьями.
- 1 слово – Рыба ( предложение: Рыба плавает в пруду) : проводим от картинки ветвь и рисуем пруд.
- 2 слово – Пирамидка ( предложение: У пирамидки четыре кольца) : проводим от картинки ветвь и рисуем кольцо.
- 3 слово – Мухомор ( предложение: Мухомор растет в лесу) : проводим от картинки ветвь и вклеиваем картинку с изображением леса.
3. Заключительная часть.
- Скажите, над каким звуком мы работали? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание больше всего понравилось?
Мне кажется, наш Тигренок начал улыбаться, а это значит, что мы его научили произносить звук [Р], слова и предложения со звуком [Р], а чтобы он не забыл все чему мы его научили, дарим ему нашу карту-подсказку.
- Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудилась, и благодарный Тигренок Лео дарит тебе наклейку и картинки раскраски.