Рыжова Ирина Александровна
Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука [р] у детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук Р» («Автоматизация звука Р в слогах и словах со звукосочетанием «ТР»)
Цель: Автоматизация звука Р в слогах и словах со звукосочетанием «ТР»
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Р, в слогах ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ и в словах, содержащих эти слоги;
2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
3. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
Публикация «Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука [р] у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ТРА, ТРО, слова (ТРОПКА);
5. Тренировать детей в составлении простых предложений;
6. Развивать навыки словообразования и словоизменения (согласование числительных с существительным, подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, И. п. множественного числа существительных);
7. Развивать память, мышление;
8. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Р; карточки для характеристики звука Р, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; картинка или игрушка ПЕТРУШКА.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Логопед : Малыш, у нас сегодня новый очень веселый гость.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его…
(ПЕТРУШКА)
Логопед : Правильно, это ПЕТРУШКА. (выставляется игрушка или картинка). Какой звук ты слышишь в словах ПЕТРУШКА? (звук Р (ТР) – сегодня мы поиграем с ПЕТРУШКОЙ и потренируемся произносить этот звук.
Физическое развитие
Логопед : Давай вспомним пальчиковую игру про ПЕТРУШКУ:
Спрятался ловко в моем кулаке
Хитрый Петрушка в большом колпаке.
Ну-ка я сам на него погляжу,
Если хотите и вам покажу.
(соединяем в такт стихотворения большой палец с остальными).
Артикуляционная гимнастика
Логопед : Покажи ПЕТРУШКЕ, как нужно делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс упражнений на звук Р.
Изолированное проговаривание звука.
Логопед : ПЕТРУШКА хочет загадать нам загадку. Он считает, что мы не сможем ее отгадать.
Отгадаем? (ДА) Загадывай, ПЕТРУШКА!
Протянулся поясок
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок.
Ответ: Тропинка
Логопед : Правильно. Какой первый звук в словах ТРОПИНКА, ТРОПА?
(ЗВУК Р (ТР)
Давай долго потянем звук РРРРР (если ребенок еще не умеет говорить отдельно – то ТР-ТР-ТР-ТР-ТР
Анализ артикуляции звука
Логопед : Расскажи ПЕТРУШКЕ, как мы произносим звук Р (поем песенку ТИГРА) :
Артикуляция звука Р
Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)
• Губки улыбаются широко;
• Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
• Средняя часть спинки языка опущена
• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
Характеристика звука
Логопед : Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
Связь звука с буквой.
Звук Р обозначается буквой Р. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Физкультминутка – игра с мячом
Логопед : Давай немного отдохнем вместе с ПЕТРУШКОЙ.
Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»
Мы веселые Петрушки,
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже, языки покажем.
Оттопырим ушки, колпак на макушке,
Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.
Шире рот откроем «А», рожицы состроим.
Как скажу я слово «Три», все с гримасою замри!
(Дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения).
Развитие фонематического слуха
Логопед : ПЕТРУШКА предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Р :
Р, Л, С, Р, В, Л, Р, М, Н, Л, Р, К, Л, Р, У, Л, ЛЬ, Р, РЬ, Л и др.
Автоматизация звука в слогах
Логопед : Еще одна Игра «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ПЕТРУШКОЙ:
ТРА-ТРО, ТРА-ТРУ, ТРЫ-ТРА, ТРО-ТРУ
ТРО-ТРЫ, ТРУ-ТРЫ, ТРУ-ТРО, ТРЫ-ТРО
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ТРО-ТРУ-ТРЫ-ТРА
ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО
ТРЫ-ТРА-ТРО-ТРУ
АТР-ОТР-УТР-ЫТР
ОТР-УТР-ЫТР-АТР
УТР-ЫТР-АТР-ОТР
ЫТР-АТР-ОТР-УТР и др.
Звуковой анализ/синтез
Пока можно не проводить, если звук Р еще не отделен от звука Т.
ЛИБО слог ТРА, ТРО, слова ТРОПКА
Автоматизация звука в словах
Логопед : - Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ПЕТРУШКОЙ:
Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусы, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры, трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать, завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры, театр, педиатр, Петр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.
Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед : ПЕТРУШКА просит тебя вспомнить, про что была загадка, которую он тебе загадал.
(ПРО ТРОПУ)
А как можно сказать это слово ласково? (ТРОПКА, ТРОПИНКА)
А если их много, то это … (ТРОПЫ, ТРОПКИ, ТРОПИНКИ)
Давай посчитаем «1-2-5-9»
ОДНА ТРОПА, ДВЕ ТРОПЫ, ПЯТЬ ТРОП, ДЕВЯТЬ ТРОП.
ОДНА ТРОПКА, ДВЕ ТРОПКИ, ПЯТЬ ТРОПОК, ДЕВЯТЬ ТРОПОК.
ОДНА ТРОПИНКА, ДВЕ ТРОПИНКИ, ПЯТЬ ТРОПИНОК, ДЕВЯТЬ ТРОПИНОК.
Составь предложение со словом ТРОПИНКА, составь схему предложения.
Игры на развитие ВПФ
Логопед : Игра «Запомни-повтори»
ПЕТРУШКА предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ТРОПКА – ПЕТРУШКА – ЗАВТРАК – ТЕАТР - МЕТР
Итог НОД
Логопед : Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Р)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СОНОРНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?