Надежда Алексеевна Апекина
Конспект занятия по познавательному развитию «Имя твоё» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:
Обучающие: -познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием; -познакомить с историей возникновения имен; -пополнять знания детей о народных традициях, праздниках (именинах).
Развивающие : -развивать познавательный интерес к своему имени; -активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Имя твоё“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Воспитательные: -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. -воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Оборудование: детские альбомы «О моем имени», выставка художественного творчества детей.
Предварительная работа:
• беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
• рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;
• чтение художественной литературы в группе : А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Словарная работа: Имя, отчество, фамилия,тёзка,.
Работа с родителями:
• Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
• Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Методические приемы и методы:
• словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
• наглядные: оформление выставки художественных работ по теме;
• практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;
• игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».
Педагогические технологии:
• интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
• здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)
• информационно-коммуникационная (сопровождение занятия презентацией)
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, где сидят гости. Воспитатель и дети приветствуют гостей.
Воспитатель: «Дорогие гости, как хорошо, что Вы к нам пришли. Мы с детьми, любим, встречать гостей.
-Скажите, ребята зачем люди ходят друг к другу в гости?»
Ответы детей: «Чтобы познакомиться, подружиться, пообщаться».
Воспитатель предлагает детям подойти к гостям и познакомиться с ними.
Д/И «Давайте познакомимся». (дети поочерёдно называют своё имя, далее гости называют свои имена)
Воспитатель: «Спасибо гости и нам было приятно с вами познакомиться».
Воспитатель обращает внимание детей на себя: (Слайд 1)
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.
И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать. Что это? ( Дети: Имя.)
Имена, имена, имена -
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна -
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Воспитатель: «А вы знаете ребята, что нет ни одного человека, у которого не было бы имен.
Имена - это слова особые. Они значат очень многое. Имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы не поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: “Вова, тебе здесь нравится?”?
- Верно, Вова сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям.
По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) (Слайд 2)
-По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) (Слайд 3) -По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) (Слайд 4) -По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка) (Слайд 5)
Воспитатель: Дети давайте вспомним,чем же мы с вами похожи. (дети делают массаж).
Вот головушка-солнышко
Лобик-бугорок.
Носик-курносик,.
Губки-хохотушки.
Зубки-грызушки.
Язычок-болтушка.
На щеках веснушки
Брови-прутики..
Глазки - цветные краски.
Ушки-непослушки.
Борода-молодушка.
Шейка-лебедушка.
Ручки-хватушки.
Животик-бегемотик.
Спинка-травинка.
Ножки-сапожки. (Дети гладят себя по голове)
(Наморщивают лоб)
(Дотрагиваются до кончика носа)
(Улыбаются)
(Тихонько стучат зубами)
(Высовывают языки)
(Трут пальцами щеки)
(Поднимают брови)
(Моргают)
(Тихонько трут пальцами уши)
(Гладят подбородок)
(Вытягивают шею)
(Имитируют хватательные движения)
(Гладят живот)
(Выпрямляют спину)
(Топают)
Воспитатель: Ребята послушайте.
«Имя даёт отраду,
Дарит счастье и удачу
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно такое имя дали вам родители? (ответы детей. Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).
Воспитатель: - А ещё об этом есть пословицы и поговорки, пожалуйста, кто объяснит смысл пословиц :
«По лицу дают имя», «Хорошо там и тут, где по имени зовут.» «Не имя красит человека, а человек имя» «Сын не родился, а уж ему имя дали», «Доброе имя лучше сокровищ», «От хорошего человека остаётся доброе имя, от плохого дурной пример» «Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет». (Ответы детей)» (Слайд 6)
Воспитатель: «А у нас в группе есть девочки с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут. Дети называют имена Катя Слонова и Катя Ефимычева.
Воспитатель: Да ребята, люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей).
Воспитатель: А ещё имена бывают сказочные. Давайте мы с вами споём песенку-инсценировку «Чики – Брик» (Дети встают в круг)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и давайте вспомним о важном документе, в котором записаны все права детей. Взрослые говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», но оказывается и у детей есть права. Скажите, как называется этот главный международный документ? Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы. (Дети по очереди называют права ребёнка, передавая мяч друг другу).
Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. И родителям выдают первый документ. Давайте вспомним, как он называется «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и. о. ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ.
Воспитатель: Говорят, что дети – это цветы жизни. Каждый цветок – ребенок. Ребята, посмотрите какие здесь лежат красивые цветы. Они непростые, а волшебные. Оказывается, это правда. А на лепестках написаны ласковые, любимые имена детей (те, которыми называют их дома). Я предлагаю вам каждому взять свой цветок и написать своё имя на серединке и доделать цветок. А теперь давайте соберём большой букет из цветов и ласковых имён. (Дети отдают воспитателю цветок, называя своё имя ласково).
Игра «Обратись по имени ласково».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый букет.
Я предлагаю поместить этот букет в раздевальной комнате, чтобы все, кто к нам приходит, смогли узнать эти имена. Ведь каждому человеку приятно, когда его называют его любимым именем.
Воспитатель: Ребята давайте присядем. Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно (демонстрирует свои фотографии). Звали эту девочку ласково: Надюшка, Наденька. Девочка выросла, стала взрослой. А сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама звала меня ласково. Надечка. Мой сын называет меня «мама». Муж и друзья зовут Надежда. А в детском саду я для всех Надежда Алексеевна.
Воспитатель: Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Поля в школе станет Полиной. Катя – Екатериной. Виталик–Виталием.
- Ребята, а кто из вас может себя назвать уважительно. (ответы детей)
Воспитатель: А наши гости хотят запомнить ваши имена. Скажите вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки – истории. А сегодня я сказала волшебнику : «Что к нам придут гости и они хотят подружиться с нашими ребятами и запомнить их имена». Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нём чудо, которое рядом с нами. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.
(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их). Воспитатель: ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя. Молодцы! И теперь мы с радостью можем подарить это нашим гостям.
Релаксация. Воспитатель: Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое - маленькое солнышко. Это ваше имя, оно не обжигает вас, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Значит ваши имена растут вместе с вами и настоящая дружба становится между вами крепкая.
Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его
И вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки. Подведение итогов:
Воспитатель: - Что нужно сделать каждому из вас, чтобы ваше имя было добрым для людей? Ребят, что нового вы сегодня узнали?
А что вам больше всего понравилось? Ребята вы сегодня были молодцы, хорошо занимались, отвечали на вопросы. Сейчас мы пойдём в группу, где волшебник нам приготовил маленькое чудо. Всем спасибо (дети уходят).