Елена Бельцова
Конспект игр-экспериментов для детей раннего возраста «Свойства воды»
Цель: расширять представления детей о свойствах
воды (жидкая, прозрачная, чистая, грязная, окрашенная, теплая, холодная, питьевая).
1. Формировать знания детей о физических свойствах воды.
2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
3. Развивать умение детей решать простейшие проблемные задачи, воспитывать интерес к экспериментированию.
Оснащение:
Публикация «Конспект игр-экспериментов для детей раннего возраста „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
пластмассовые ванночки и бутылочки (прозрачные) по количеству детей; средняя пластиковая бутылка с водой; морские камешки по количеству детей; бумажные салфетки по количеству детей; крышки от бутылочек с красками по количеству детей; цветные и прозрачные льдинки по количеству детей.
Ход игры-эксперимента:
Сюрпризный момент. Слышен шум воды в кране.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мне кажется, что что-то шумит?
Дети: Да, это шум воды.
Воспитатель: Вот как? И где же в нашей группе шумит вода?
Дети: В кране в умывальнике.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а знаете ли вы, где еще живет вода в нашей группе?
Дети: В леечках, в вазе с цветами, в чайнике, в водопроводном кране и т. д.
Воспитатель: Ой, как много мест, где живет водичка. Ребята, а что мы делаем с водичкой в умывальнике?
Дети: Мы моем руки и лицо, умываемся.
Воспитатель: Правильно. Давайте-ка, покажем друг другу, как мы это делаем.
Потешка:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И чтоб кусался зубок!
Воспитатель: Ребята, я налила воду из крана в эту большую бутылку. Вы ее видите? (обращается к каждому ребенку). А видите ли вы что-нибудь сквозь воду?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вы можете видеть сквозь водичку потому, что она чистая и прозрачная. Давайте скажем это все вместе – водичка чистая и прозрачная. Сейчас мы сядем за стол и поиграем с этой водичкой.
Дети садятся за оборудованный стол, перед каждым ребенком на столе стоит ванночка с водой.
Воспитатель: У вас на столе у каждого лежит настоящий морской камешек. Он гладкий и круглый, потому что его таким сделала вода в море. Возьмите камешек и опустите его в ванночку. Посмотрите, видите ли вы камушек сквозь водичку?
Дети выполняют задание, говорят, что они видят.
Воспитатель: Почему же вы видите камешек?
Дети отвечают вместе. Воспитатель задает тот же вопрос каждому ребенку, получает индивидуальные ответы.
Воспитатель: Замечательно. Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно. Поиграем еще? Возьмите бутылочки, посмотрите, что в них есть.
Дети берут бутылочки с водой и камешком в ней. Говорят, что они видят.
Воспитатель: А теперь, я закрою ваши бутылочки пробками, но пробки с секретом! Нужно как следует взболтать бутылку, потрясите ею, посмотрите, что происходит у вас в бутылочке с водой и камешком.
Дети выполняют задание, говорят, что они видят. Вода окрашивается в разные цвета. Дети удивляются происходящему.
Воспитатель: Виден ли теперь камешек? Посмотрите через бутылочку, видите ли вы друг друга? Какая водичка стала в ваших бутылочках?
Дети: Ответы на вопросы.
Воспитатель: Правильно. Ваши камушки стали почти не видны из-за того, что вода в бутылочках окрасилась, стала цветной. Такой водой нельзя мыть руки, ею нельзя поливать цветы.
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы! Вы уже узнали, где живет вода, а теперь знаете, какая вода бывает – чистая и грязная. Грязную воду нельзя пить, ею нельзя мыть руки, поливать цветы, в ней нельзя жить рыбкам.
Воспитатель: Какую воду нельзя пить? Правильно, грязную. Мы с вами должны пить воду кипяченную. Для этого вода наливается в чайник, чайник разогревается на плите, вода кипит, а после того, как она остынет, мы можем ее пить. И мы с вами пьем только кипяченную воду. Правильно?
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с цветной водой можно еще поиграть – посмотрите, я заморозила чистую и цветную воду и она превратилась в прозрачные и цветные льдинки. Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем лед и положим его на ладошку. Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашим льдом на ладошке?
Дети: Ответы на вопрос.
Воспитатель: Правильно, он начал таять. А сейчас я попрошу вас опустить прозрачный лед в ванночку с водой и посмотреть, что с ним будет.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, льдинки становятся маленькими и постепенно исчезают, превращаясь в воду.
Воспитатель: Детки, вы такие умницы, столько сегодня узнали нового о свойствах воды. А теперь посмотрите, что у меня для вас есть, сюрприз! (показывает детям пластиковых рыбок разных цветов) Что это у меня?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы, это рыбки! Давайте поиграем с ними. Дети берут рыбок и играют с ними с удовольствием.