Ирина Борисова
Конспект занятия «Свойства воды, льда и пара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить знания детей о свойствах жидких, твёрдых и газообразных тел. Дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
Задачи: 1. Помочь детям осмыслить явления неживой природы.
2. Формировать у детей умение понимать и оперировать схемами-моделями.
Методы и приё мы:
Словесные: чтение загадок, беседа.
Наглядные: рассматривание.
Практические: опыты, моделирование маленькими человечками (ММЧ)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Содержание:
Публикация «Конспект занятия „Свойства воды, льда и пара“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Воспитатель загадывает детям загадки:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (Снег)
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это- (Лёд.)
2. Сюрпризный момент.
Приходит Снеговик: (помощник воспитателя)
Я весёлый снеговик,
К снегу, холоду привык,
Я пришёл к вам в гости
И принёс вам леденцы.
Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей. Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Потом, от имени детей вежливо отказывается, объясняя, что лёд есть нельзя. Просит детей, объяснить снеговику, почему нельзя есть лёд. (Холодный, можно заболеть).
Просит Снеговика не расстраиваться. - Нам как раз для занятия нужен лёд.
Предлагает Снеговику остаться на занятии.
Воспитатель: - Возьмите лёд в руки. Что можно сказать про лёд? (Холодный). Воспитатель просит детей назвать все свойства льда (твёрдый, гладкий, скользкий, мокрый, тает).
- Когда дёд начинает таять, что остаётся на тарелке? (Вода.)
-Почему это происходит? (Руки тёплые, в группе тепло.)
- Бросьте свою льдинку в баночку с водой. Что происходит? (Лёд плавает, не тонет.)- Значит лёд легче воды.
Воспитатель: - Какого цвета лёд? Дети могут ответить (белый). Тогда воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет такой же белый, как этот лист бумаги? Вывод: Лёд прозрачный. Через льдинку мы видим очертания предметов, а через бумагу - нет.
Воспитатель стучит молоточком по льдине.
- Какая льдинка? (Твёрдая.) Ударяет сильнее, льдинка лопается.
Дети делают вывод, что лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.
- Бывает ли лёд прочным? (В сильные морозы на реках, озёрах.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что произошло со льдом в их банках – он растаял.
- Расскажите, какая вода. Переливает воду из одной банки в другую. (Переливается, журчит.)
- Какого цвета вода? (Бесцветная, прозрачная.)
-Как можно проверить? (Бросить монетку или какой - нибудь другой предмет в воду.) Обращает внимание детей на то, что монетка утонула, но хорошо видна.
Воспитатель предлагает детям потрогать банку с водой и сказать, какая вода (Холодная.)
- Дети, что можно сделать, чтобы вода стала тёплая, горячая? (Поставить на газ, нагреть на костре, нагреть электрическим чайником.) Воспитатель греет воду электрическим чайником.
-Подумайте, для чего воду нагревают, что в этом хорошего? (Заварить чай, кофе, помыть посуду, постирать)
-Как надо обращаться с горячей водой? (Осторожно. Можно обжечься.)
- Что происходит с нашей водой? Воспитатель открывает крышку чайника. (Появился пар.) Воспитатель переливает горячую воду в баночку и закрывает стеклом, которое постепенно покрывается капельками воды, которые стекают в банку. Предлагает детям проанализировать явление. Помогает сделать вывод о том, что пар получается после нагревания воды до кипения, а лёд – это замёрзшая вода.
– Итак, вода может быть паром и льдом. В воде, во льду и на паре живут маленькие волшебные человечки. Все они разные. Человечки льда твёрдо стоят на ногах и крепко держатся за руки. Воспитатель показывает схему –модель человечков.
- Давайте и мы покажем крепкий лёд зимой на реке. (Дети встают, берутся за руки.)
Снеговик: (грустно)- Придёт весна, станет тепло и что – то произойдёт. (Лёд растает, превратится в воду.)
- Наши человечки перестают держаться за руки, не держат форму, растекаются (показывает схему, дети перемещаются по комнате.)
Снеговик: - А какими бывают человечки пара? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Они не такие спокойные как вода. Человечки пара быстро бегают. (Показывает схему-модель). – Наша вода кипит, появился пар. Теперь вы человечки пара. Покажите, что они делают. (Дети бегают по комнате, моделируют пар.)
Снеговик: - Ой, я сейчас растаю. Превратитесь опять в воду. (Дети изображают человечков воды.) А ещё лучше превратитесь в лёд. (Дети становятся человечками льда.)
Снеговик прощается с детьми, на прощание дарит детям мыльные пузыри. По окончании занятия детям предлагается пускать мыльные пузыри.
Источники: инетрнет,"Сто фантазий в голове" Автор -составитель Димитрова Т. В.