Екатерина Дьякова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Необычный и интересный звук Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей определять позицию звука Т в слове (начало или конец, закрепить знание гласных звуков, учить составлять прямые и обратные слоги с новым звуком, продолжать формировать пространственные представления, упражнять в употреблении предлогов перед, за, в, на, учить образовывать новые слова с помощью суффиксов –ик и –ище, учить образовывать прилагательные от существительных, развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей старшей группы „Необычный и интересный звук Т“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материал: картинки с изображением кота, бегемот, крота, енота, волка, осла, творога, йогурта, торта, колбасы, буфета, шкафа, табурета, тумбочки; три крыши, вырезанные из картона красного, синего и зеленого цвета; символы гласных звуков и звука Т.
Ход занятия:
1. Оргмомент
-Т-т-т!
-Что может так стучать? (Молоток.)
-Как мы назовем этот звук гласным или согласным?
-При произнесении звука Т голосок звенит или спит?
Логопед читает стихотворение:
Молоточком стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом.
Будем жить в нем, нем.
Одновременно дети выполняют следующие движения:
1 – посуткивают кулаком правой руки по расправленной ладони левой руки;
2 – наоборот;
3 – ставят поочередно кулачок на кулачок;
4 – поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.
-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем поселится. Давайте подойдем по ближе.
2. Составление прямых и обратных слогов
Чтобы сесть на свое место, нужно пройти по дорожке (символы гласных, разложенные на полу, при этом молоточек кладется то справа, то слева.
3. Определение позиции звука Т (начало или конец слова)
-В нашем доме четыре комнаты, жить в них будут животные, в названии которых есть звук Т. Называя животных я буду пропускать один звук, вы должны догадаться кто это.
-Кро., осё., бегемо., ко., вол., ено.
Логопед спрашивает, есть ли в слове звук Т, если есть, то просит поселить животного в комнату наверху справа, внизу слева и т. д.
-Ты услышал звук Т в начале слова или в конце?
4. Определение наличия или отсутствия звука Т в слове
-Слева от нашего дома построили магазин, там продают продукты. Если там продают продукты, значит магазин какой? (Продуктовый). Какого цвета у продуктового магазина?
-Сегодня в магазин привезли продукты, чтобы узнать какие продукты свежие, нужно определить, есть ли в слове звук Т. Если есть, значит, этот продукт свежий.
-Творог. Есть ли в этом слове звук Т? Звук Т в начале или в конце слова?
То же со словами йогурт, торт, колбаса.
-Так какие же продукты свежие?
Дети могут класть синий квадратик в начало или конец полоски.
5. Физкультминутка
Вы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
(Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснемся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперед, вправо, влево.)
От души мы потянулись,
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
И к занятию вернулись.
(Дети садятся на свои места.)
6. Определение звука Т в слове
-Справа построили магазин, в котором продают мебель. Какого цвета крыша у магазина? Если там продают мебель, значит он какой? (Мебельный.)
-Я расскажу вам стихотворение, если услышите слово со звуком Т, постучите кулачком по ладони.
Тумбочку, буфет,
Шкаф и табурет,
В магазине покупали,
Моей соседке тете Гале.
7. Развитие навыков словообразования, падежного управления
-Как ласково назовем самый низкий дом? (Домик.)
-Самый высокий? (Домище.)
-Поскольку эти здания новые, там еще не закончился ремонт, рабочие часто забывают молоток. Скажите, где жильцы находили молоток?
Логопед передвигает символ звука Т – молоток, а дети называют его местоположение (перед домом, за домом, справа от дома, на крыше, в доме.)
8. Итог
-Мы уже познакомились со многими звуками, вспомните гласные звуки, согласные.