Чепланова Анна
Изобразительная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойства предметов, которые предстоит передавать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
У детей младшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребёнка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи, в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности [20].
Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления - в процессе рисования, т. е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию [2].
Анализ произведений изобразительного искусства позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок», эталонов: 1) повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов; 2) чередования - сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка; 3) симметрия. Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма; учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических структур [24].
В процессе рисования и лепки развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления [21].
Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии, чёткой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т. п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус [28].
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово красивое конкретным содержанием. Необходимо тоже найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит красиво, ребёнок начинает сам находить красоту в других и явлениях. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создаёт изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы [5].
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения [13].
Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того, что отбирается для изображения (это хорошо знакомые детям и красивые предметы, игрушки, явления природы, общественной жизни, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка) [24].
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески развитой личности, способность воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное.
Вся система эстетического воспитания нацелена на развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду.
Ребенок с раннего детства должен быть окружён произведениями искусства: картинами, произведениями декоративно- прикладного искусства, художественной литературой, музыкальными произведениями. Так же необходима активная деятельность самих детей, их стойкий интерес к произведениям искусства, поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей.
Дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.
Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи, используя, методы и приёмы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей.
Список литературы:
1. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С. И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. - 2005. - с. 41-43.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1999. – с. 205
3. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно- творческих способностей. / Дошкольное воспитание, 1998. - №10 – с. 124