МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)

Наталья Химченко
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)

Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР (старший возраст)

Тема КОД: «Звук и буква А»

Цели занятия : - Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР „Звук [А] и буква А“ (старший возраст)» размещена в разделах

- познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятие» слово», «гласный звук»;

- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;

- развивать умение составлять небольшие предложения;

- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция) : астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина м с муляжами овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово»

Логопед: - Ребята, назовите мне слова, которые начинаются со звука У.

Дети: утка, улитка, утюг.

Логопед: Молодцы, всё верно.

2. Развитие общей моторики. «Огород»

Логопед: А теперь давайте вместе со мной, проговаривая все слова, выполним упражнение «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето всё она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Говорит – посторонись!

Действия по тексту

«Сажают»

Показывают руками круг перед собой

Руки в стороны, а затем вверх

Руки разведены в стороны

Отталкивающие движения руками.

3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук…»

Логопед: А с нашими пальчиками поиграем?

Дети: Да.

Купите лук, зелёный лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зелёный лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

Загибают по одному

пальчику на обеих руках,

начиная с мизинца.

Разгибают по одному

пальчику на обеих руках,

начиная с мизинца.

4. Массаж лица

Логопед: Ну а сейчас, ребята, я вас познакомлю с основными массажными движениями, а выполнять мы их будем перед зеркалом, сначала смотрите на меня, а потом выполняем вместе со мной.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх - вниз, вверх - вниз,

Будут розовыми щё чки:

Вверх – вниз, вверх – вниз.

От середины лба к вискам.

Вокруг круговых мышц глаз

(от переносицы к вискам).

По мышцам щёк

(от крыльев носа к вискам).

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием

Логопед: Какие вы все молодцы!

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: (показывает детям корзинку с муляжами овощей). Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусная морковка; горький чеснок и т. д.

Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: А теперь нам с вами надо выполнить артикуляционную гимнастику, или как мы с вами привыкли говорить гимнастику для нашего «домика звуков». И так смотрим сначала на меня, а потом выполняете упражнение перед зеркалом.

- «Улыбка» - «Трубочка».

- «Лопаточка».

- «Иголочка».

- «Лопаточка» - «Иголочка».

- Удерживать «Лопаточку» под счёт до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Дудочка»

Логопед: Ребята, сейчас давайте каждый из вас подует в свою дудочку, меняя тональность: сначала дуем – тихо, затем – громко и снова – тихо, а потом кладё м дудочки на стол и делаем глубокий вдох и на выдохе протяжно произносим: «Ма-а-а-а…».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Молодцы, справились все просто замечательно, а теперь посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите?

Дети: Девочку.

Логопед: Да, правильно, это девочка. А что она делает?

Дети: Плачет.

Логопед: Да, это маленькая девочка Аня, которая расстроилась и плачет. А какой звук Аня произносит, когда плачет?

Дети: А-а-а-а…

Логопед: Вот с этим звуком мы с вами сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Давайте произнесём звук А.

Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.

Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», тёплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10. Связь звуков и буквы.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям).

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите её из счётных палочек.

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай».

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопай, не зевай», я вам буду произносить ряд звуков, а вы когда услышите звук А будете хлопать в ладоши (У, И, А, О, М, К, П, А и т. д.)

12. Закрепление звука в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

13. Закрепление звука в словах.

Логопед: У меня на доске висят картинки, кто сможет мне назвать, что на них изображено?

Дети:….

Логопед: На какой звук начинаются эти слова? (логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей дать ему характеристику)

Дети:….

Логопед: Ребята, вы сегодня просто замечательно справились со всеми заданиями, молодцы!

Итог занятия.

Логопед: Давайте с вами вспомним, как плакала девочка Аня?

Дети:….

Логопед: Какой это звук?

Дети:….

Логопед: Почему звук А гласный?

Дети:….

Логопед: Ну а на последок давай те с вами немножечко разомнёмся.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста «Буква О и звук [О]. Закрепление» Буква О, звук [О] (закрепление)Цель:подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: узнавать букву среди других букв, называть букву,.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)
Опубликовано: 23 мая 2020 в 21:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического слуха для детей с ОНР «Звук [А] и буква А» (старший возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Химченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД