Киселева Елена Михайловна
«Путешествие в Африку». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование элементарных представлений о разных континентах.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями природных условий Африки
2. Формировать представления о взаимосвязях, взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
3. Развивать интерес к познанию природы континента, поощрять самостоятельные «открытия».
Оборудованиие: географическая карта, фен, слайды с изображением флоры и фауны Африки, оборудование к опыту (лампа, кусок меха; емкость, песок, тонко отточенный карандаш, пазлы «Животные жарких стран».
Ход НОД:
1 часть: Заинтересовывающий момент (дети видят картинку из произведения К. Чуковского «Доктор Айболит»)
- Куда отправился доктор лечить больных животных?
- Доктор приглашает и нас с вами побывать в Африке!
- Давайте найдем ее на карте. Сделать это не сложно. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Что обозначает желтый цвет?
- На каком виде транспорта можно добраться до этого континента? (делаем самолет из стульчиков).
2 часть: Показ слайдов и рассказ воспитателя
- Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь. Как вы думаете, что такое пустыня? (пустыня от слова пусто, пустынно)
- Земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой, рассыпчатой пылью, темными камнями, почти нет животных.
- Наш самолет приземлился в африканском городе. Но в пустыню мы отправимся на автомобиле (дети пересаживаются на другие стульчики)
- Мы приближаемся к самой большой пустыне мира – Сахара, ее называют «королевой пустынь». Вы чувствуете, как становится все жарче и жарче (направить на детей теплый воздух из фена). Совершим небольшую прогулку по пустыне. В пустыне дуют горячие ветра, очень долго не бывает дождей. (поток воздуха из фена нужно сделать горячим)
- Ребята, как вы думаете, могут ли в таком месте жить растения? Оказывается могут. Посмотрите (показ слайда) здесь растут низкие растения с маленькими листочками.
- Как же они обходятся без воды? (показ слайда с изображением растения с корнем)
- Зачем растениям такие длинные корни?
- Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это?
- Ребята, верблюда называют «кораблем пустыни». Расскажите, что вы знаете о верблюдах?
- Верно, верблюды очень сильные и выносливые животные. Они перевозят грузы, людей.
- Почему им не жарко в пустыне? Давайте узнаем!
Опыт 1. Как длинная и густая шерсть защищает от палящего солнца.
(На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней).
-Что вы чувствуете?
- Что же нужно сделать, чтобы не убирая руку, не чувствовать жара? (чем-нибудь защитить руку)
(между жаркой лампой и рукой ставим кусок меха)
- А какие у вас сейчас чувства?
- Мы знаем, что в пустыне очень горячий песок, такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами)
- А еще у верблюда на ногах толстые мозоли. Какие они? Давайте выясним.
Опыт 2. Что помогает верблюду при ходьбе не проваливаться в песок.
(Перед детьми емкость с песком, дети берут по карандашу. Им предлагается пройтись по песку в «туфлях на каблуках» (острие карандаша) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша)
- Что вы заметили? (дети делают вывод: что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет, поэтому и мозоли у верблюда –широкие).
3 часть: Физ минутка
- Жарко в пустыне. Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть в тени, где-нибудь около воды. Ребята! А вот и небольшое озеро, по берегам которого растут пальмы. Это оазис. (показ слайда). Отдохнем здесь? (звучит музыка «Чунга – чанга», дети танцуют).
4 часть: Отправляемся дальше. Что же мы видим (показ слайда)
- Мы прибыли в африканскую саванну. Здесь земля покрыта травой: она желтая и сухая, когда нет дождей и зеленая сочная после дождей. В саванне растут гигантские деревья.
- Как называются такие огромные толстые деревья? (баобаб)
- Ребята, толщина баобаба такова, что для того, чтобы показать ее, нам нужно всем взяться за руки и сделать круг (дети встают в круг и берутся за руки). Ствол баобаба насыщен водой. Из него не разжечь костра, древесина очень плохо горит.
-Летом в саванне дождей совсем нет, а зимой начинается период дождей. Так баобаб сбрасывает листья летом. Как вы думаете, зачем? (чтобы меньше испарялось воды)
- Ребята, в саванне обитает много животных. Назовите животных жарких стран.
- Они приготовили вам задание собрать их изображения из частей.
5 часть: Работа в парах. (Дети из пазлов собирают животных – жирафа, слона, льва, бегемота, зебру)
6 часть: Рефлексия
- Наше путешествие на сегодня подошло к концу, но мы обязательно еще вернемся сюда, чтобы побывать в горах и полюбоваться красивыми реками Африки, попробовать вкусных плодов с деревьев, которые здесь растут. Нам пора возвращаться, занимайте свои места в «самолете» и мы «полетим» назад.
-Понравилось ли вам путешествие?
- Чему вы удивились? Что узнали нового? Где больше понравилось: в саванне или пустыне и почему?