Купряшкина Элла
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [К]» в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук [К]»
Цель: Закрепление знаний о звуке [К].
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания о звуке [К]
- Познакомить со способом характеристики звука по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на определение позиции звука в слове;
- Повышать работоспособность и выносливость;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Звук [К]“ в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, игрушка кот, индивидуальные картинки: коза, кот, курица, корова, индюк, цыплёнок, бык, поросенок ; кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок., изображение поезда с 2-мя вагонами, стулья, контейнер с марблсами красного, синего и зеленого цвета, доска, солнышко, лучики голубого и желтого цвета.
Ход занятия:
Организационный момент
Игра приветствие.
Логопед : Здравствуйте, ребята. Посмотрите какой сегодня замечательный солнечный день, давайте поприветствуем друг друга.
Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.
«Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!»
Вводная часть
Логопед : Ребята, посмотрите, нам пришло в группу видео письмо…Интересно, что там? Давайте откроем почту и посмотрим его.
Слайд 1. На экране появляется изображение кота Кузи, персонажа из мультфильма
Кот Кузя: «Здравствуйте, ребята меня зовут КОТ УЗЯ (плачет, из моего имени исчез первый звук, по вине моего хозяина Виктора Перестукина, который не сделал уроки и получил двойку. Помогите мне вернуть звук! Для этого вам необходимо отправиться в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы, выполнить правильно задание, с которым не справился Витя и исправить двойку».
Логопед : Ну, что ребята поможем коту вернуть первый звук его имени? (Дети выражают согласие). 1, 2, 3, 4, 5 – путешествие пора нам начинать.
Основная часть
Дети проходят к столам, расставленным по кругу и занимают понравившиеся им места за столом, на столе перед каждым ребёнком стоит индивидуальное зеркало.
Логопед : Ребята, сейчас мы пройдем по зеркальной тропинке. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
Артикуляционная гимнастика.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
Дыхательная гимнастика.
«Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Ветерок, ветерок
Полетел за бугорок,
Поигрался с лепестками,
Покружился завитками».
Логопед : Зеркальная тропинка закончилась, и мы пришли в город Звукоград.
Дети проходят и встают полукругом перед экраном.
Слайд №2. На экране появляется кот Кузя, приветствует детей, благодарит за то, что они согласились ему помочь. И говорит, что знает даже стихотворение о звуке [к] (читает с экрана)
Стихотворение (кот читает)
Спинкой языка попробуй,
Стукнуть сильно, быстро в нёбо.
Ну, а кончик языка
Глубже, ниже опускай!
К – короткий, К – взрывной,
К – без голоса, глухой!
К – как камень, крепкий звук!
Логопед : Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К-К-К.
Логопед : Расскажите, какой это звук : гласный или согласный и почему вы так решили?
Дети: Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху, и звук не поется.
Логопед : Давайте подумаем – он твердый, как камушек, или мягкий, как травка?
Дети: Зук [к] твердый и обозначаем синим цветом.
Логопед : Горлышко спит или дрожит?
Дети: Горлышко спит.
Логопед : Значит звук [к] какой?
Дети: Звук [к] – глухой.
Пальчиковая гимнастика
«Звуков, мы немало знаем… (сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука [к]. (соединение ладошек)
Есть слова, где [к] - в начале, (поочередные прикасания пальцев, начиная с большого)
Есть слова, где [к] – в конце» (поочередные прикасания пальцев, начиная с мизинца)
Логопед : Ребята, для того, чтобы закрепить всё то, о чём мы с вами проговорили, я предлагаю поиграть в игру.
Игра на слуховое внимание «Поймай звук»
Логопед : Приготовьте свои ладошки, ваша задача поймать звук [к]. Я сейчас буду говорить разные звуки, но как только вы услышите звук[к]-хлопните в ладоши. Когда услышите звук к : в слоге, в слове хлопните в ладоши.
- м, н, к, т, п, к
- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
- стол, ком, зима, кот, мак, комар.
Логопед : Дальше наше путешествие по Звукограду с котом Кузей мы продолжим на звуковом поезде.
Игра «Звуковой поезд».
Логопед : Что бы поезд начал движение, необходимо приобрести билет в кассе и занять место в вагоне согласно купленному билету.
Дети проходят к табличке с надписью «Касса», каждый из детей берет картинку с изображением животного, в названии которого есть звук [к] и садится в вагон по месту положения звука [к] – начало, конец.
Логопед : В первый вагон – поместим животных и птиц, в названиях которых звук [к] стоит в начале слова, во второй - в конце слова.
Слова: коза, кот, курица, корова, индюк, цыплёнок, бык, поросенок.
- Кто поедет в 1 вагоне?
(коза, кот, курица, корова)
- Во 2 вагоне едут?
(индюк, цыплёнок, бык, поросенок.)
На доске поезд с двумя вагонами в каждом вагоне 4 окошка. Дети берут в кассе картинку с животным и помещают в соответствующее окошко. После садятся на стул в своем вагоне.
Игра на внимание «Кого не стало?»
Логопед : По ходу движения поезда некоторые пассажиры будут сходить на станциях, а мы должны узнать, кто вышел из поезда.
Логопед убирает поочередно картинки с изображением быка, цыплёнка, индюка, дети отгадывают и отвечают на вопрос «кого не стало?».
После окончательной остановки поезда, дети выходят и встают врассыпную.
Физминутка
Логопед : Долго мы ехали на поезде, пора и отдохнуть.
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик. (3 хлопка, показать ушки кота).
Логопед : Молодцы, размялись, можно двигаться дальше на поиски звука.
Кот Кузя обращает внимание детей, что они добрались до…
Слайд № 3. На экране изображение звука [к], который предлагает детям выполнить задание и пройти в школу звуков.
Ребята перед вами картинка, вам нужно добавить к этому слову звук[к] и получится новое слово, если выполните правильно на экране появится новая картинка.
Игра «Какое слово получилось?»
добавь к слову последний звук [к].
Вол- вол [к]; пол-…[к]; пар-…[к]; рыба-…[к]; лото-…[к]; моря-…[к]; завтра-…[к]; сто-…[к]. (на экране появляется картинка, ребенок присоединяет[к] звук и появляется вторая картинка).
После правильного выполнения задания. Дети с педагогом и котом проходят к столу, на котором стоит контейнер с марблс (красного, зеленого, синего цвета).
Кот: Ребята, а вот и то самое задание, за которое Витя получил двойку. Помогите исправить двойку и вернуть звук [к].
Игра «Достань картинку»(марблс)
Кузя предлагает каждому из вас достать из контейнера одну картинку и составить звуковую схему слова, определить сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них :
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок (дети должны составить схему слова из марблсов и определить сколько звуков [К] у них в слове).
Кузя: Вот спасибо, помогли,
Звук согласный «К» нашли.
Я вам очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!
Заключительная часть
Логопед : Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с котом Кузей.
Дети прощаются, логопед относит кота.
Логопед : 1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать,
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад.
Рефлексия.
«Солнышко» На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета- мне очень понравилось занятие, получили очень много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было полнезной информации.