Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Волшебные звуки» (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие»)
Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема „Волшебные звуки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- формирование умения различать речевые и неречевые звуки
- воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;
- Развивать память, логическое мышление.
Коррекционно-развивающие :
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков
- Знакомить детей с органами артикуляции;
- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
- формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие
Логопед : Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Логопед : Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)
Кукла гусь: Сейчас я Ванечку схвачу
И награду получу
Отнесу его Яге
Той, что на одной ноге
Дети: Гуси - лебеди
Логопед : Правильно гуси - лебеди.
Кукла Аленушка: Ваня, братик,где ты мой
Я уже пришла домой.
Ой, беда, ой помогите
Гуси, братика верните!
Улетели гуси прочь
Кто же сможет мне помочь?
Логопед : Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?
Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей). Правильно нужны волшебные слова. Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:
Ать-ать-ать – начинаем мы играть.
Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!
А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).
2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Игра «Отгадай звуки природы»
Логопед : Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки. Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы, животных, птиц). Это были неречевые звуки. А как вы думаете какие звуки еще бывают? ( дети: речевые). Правильно звуки, которые произносит человек называются речевые.
3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.
Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»
- Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).
Логопед : давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской - нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О).
(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку).
4. Развитие фонематического слуха на материале слогов
Игра «повтори за мной»
Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)
Логопед : рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)
Ка-ко-ку,
ми-мо-му,
сы-сэ-са,
ду-до-ды,
чу-чи-че,
во-вы-вэ,
ца-цэ-цо,
пы-пу-па.
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.
5. Динамическая пауза.
Логопед : Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова, показывая движения).
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка Яга живет (наклоны)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Повторяйте за мной (3 раза).
6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика
Вот дошли мы с вами до печки.
Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.
Ежик: может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос: С помощью чего мы произносим звуки?
Дети: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот
Ежик: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери?
Дети: Это губы и зубы.
Логопед : И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь.
Если б не было его – не сказал бы ничего.
Дети: язык
Логопед : Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Артикуляционная гимнастика.
Ежик: И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.
(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)
«Лопаточка»
Язычок наш, как лопатка:
Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)
«Щетка – сметка»
Щеткой кухню подмету,
Наведу там частоту.
(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)
«Качели»
Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели
(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)
«Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)
Молодцы справились с заданием.
7. Развитие фонематического слуха в словах.
Игра «Верно или нет?»
Логопед : Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.
На опушке, на дорожке
Стоит дом на курьих ножках
Что это? (избушка)
Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?
(Рядом с избушкой мышка).
Логопед : Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.
Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Логопед : мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.
Логопед : шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка
Логопед : Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.
Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
8. Развитие фонематического восприятия в словах.
Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?».
Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.
Логопед : Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».
9. Релаксация
Логопед : Молодцы, ребята, спасли Иванушку.
Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы.
Логопед : Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.
10. Подведение итогов
Логопед : ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо», за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)
(Логопед говорит слова, а дети выполняют действия, согласно тексту)
А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)
Дружно топнули ногой. (топают)
Всё, во что мы, здесь играли (слушают)
Мы запомнили с тобой. (слушают)
До свиданья всем сказали, ( говорят: «До свиданья»)
И отправились домой (идут в группу)