Екатерина Заболотнова
Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Чёткое произношение звука Ш в речи и различение его на слух.
Задачи:
Коррекционно – образовательная: закрепить произношение звука Ш детьми; продолжать учить находить звук Ш в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец); различать звук Ш с другими звуками; продолжать учить подбирать слова схожие по звучанию; закрепить навык конструирования.
Публикация «Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста „Страна звуков и слов, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционно – развивающая : развивать фонематический слух, слуховое внимание; развивать психические процессы: память, восприятие, логическое мышление; формировать навык соотнесение слов с движениями; развивать речь, вопросно -ответную форму речи, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательная : воспитывать усидчивость; интерес к занятию; коллективизм.
Оборудование: презентация; раздаточный материал: колокольчик, предметные картинки (шкаф, шапка, лягушка, машина, душ, карандаш, цифры (1, 2,3, лего конструктор, сундучок с медальками - сюрпризом для каждого ребёнка; аудиозапись с различными звуками, логоритмическое упражнение (песня); голубая ткань (река)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети садятся за столы, поставленные полукругом.)
2. Введение в тему:
- Посмотрите это мальчик. (Демонстрируется слайд 2)
Его зовут Слыш. У Слыша большие уши и большой рот.
А как вы думаете, почему у него большие уши? (ответы детей)
А почему у него большой рот (ответы детей)
Правильно Слыш любит много слушать и много говорить. Он приглашает нас в гости, в страну «Звуков и слов". Пойдём к нему в гости?
- Ребята, только я вас хочу предупредить. Слыш любит задавать вопросы. Он хочет узнать у вас. В его имени СЛЫШ какой звук вы слышите в конце?
(звук Ш).
- Правильно! И в страну «Звуков и слов» могут отправится только те ребята, кто умеет произносить звук Ш. А мы уже умеем произносить этот звук.
Произнесём звук Ш. Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.
Молодцы!
Демонстрируется слайд 3
- А на чём мы поедем? (на паровозике)
- Сколько вагонов у паровозика? (три вагона)
- Кто в каком вагоне поедет мы сейчас определим.
- У каждого из вас лежат цифры, возьмите их разложите по порядку. Назовите, эти цифры? (один, два, три). Я вам раздаю по одной картинке.
Назовите картинку и определите, где стоит звук Ш в этом слове, в начале, в середине или в конце. Если в слове звук Ш стоит в начале, вы поднимите цифру «один», значит вы поедете в первом вагоне. Если звук Ш стоит в середине, поднимаете цифру «два» и вы едет во втором вагоне. Ну а если звук Ш в вашем слове стоит в конце, поднимаете цифру «три» и едете в последнем вагоне.
(Ответы и цифры детей проверяются) слайд 4
-Правильно ли вы определили своё место….Поехали!
3. Основная часть:
- Посмотрите перед нами ворота, зайдём туда (слайд5)
-А вот и Слыш. Он рад нас приветствовать и мы тоже рады (слайд6)
-Слыш говорит, что мы молодцы, умеем произносить звук Ш.
А что такое звук? (звук это то, мы слышим и произносим)
-Правильно!
а) - А какие же звуки нарушают тишину? Мы будем внимательно слушать и называть, что это за звуки.
(По аудиозаписи дети различают какие звуки слышат : «тиканье часов», «звук разбитого стекла», «скрип двери», «шум дождя», кукуконье Кукушки»)
б) - Посмотрите, ребята, Слыш хочет познакомить нас с малышкой. Малышка не умеет произносить слова (слайд 7)
-А как вы думаете, почему она плохо говорит? (ответы детей)
- Малышка будет называть разные слова, если вы услышите знакомое и правильное слово, то позвените в колокольчик. Колокольчики лежат у вас на столах.
- Сапка, капка, фапка, хапка, ШАПКА.
- Котка, кофка, коцка, кобка, кохка, КОШКА.
- Матрёка, матрёлка, матрёдка, МАТРЁШКА.
- Карандах, карандас, КАРАНДАШ
- Какие правильные слова вы услышали? (шапка, кошка, карандаш, матрёшка). Какой звук Малышка не умеет произносить, и он встречается во всех этих словах? (звук Ш)
-Молодцы ребята, мы научили говорить малышку.
в) - Идёмте дальше (слайд 8)
- Слыш сочиняет стишки. Давайте поможем ему. Для этого подберём парные слова - картинки, которые одинаковы по звучанию и на слух (слайд 9)
- Назовём слова –картинки, которые находятся наверху (показ картинок сопровождается лазером) : лягушка, чашка, матрёшка, книжка, малыш, мешок.
А теперь назовём слова, которые находятся внизу: ромашка, мишка, камыш, подушка, гармошка, ремешок.
Логопед называет по одному слову, которые находятся на верху, а дети подбирают к этому слову слова- картинки на нижней стороне.
малыш –камыш (слайд 10)
чашка – ромашка (слайд 11)
мешок – ремешок (слайд 12)
лягушка – подушка (слайд 13)
матрёшка – гармошка (слайд 14)
книжка – мишка (слайд 15)
Из этих парных слов – картинок Слыш сочинил для нас вот такие стишки, послушайте (слайд 16)
Лягушка на подушке,
Шевелит брюшком.
Мишка смотрит книжку,
И видит там шишку.
Малыш с матрёшкой,
Играют на гармошке.
На полу мешок,
А в мешке ремешок.
В чашке ромашка,
На цветке букашка.
Логоритмическое упражнение (слайд 17)
-Посмотрите ребята, мы пришли в лес к озеру.
Кого вы видите? (ответы детей). А что делают птицы? (птицы летают, чирикают, поют)
Давайте вместе с ними будем летать и петь. Вставайте в круг. Мы представим, что наши пальчики это птицы. Взмахнули и полетели.
Под музыку (песню) дети пропевают и выполняют соответствующие движения.
Птицы пальчики летят,
То вперёд а то назад,
Что за птицы назови,
Это пальчики мои.
Вверх взлетели высоко,
Полетели далеко,
Вот уже над головой,
Не пора ли нам домой.
Птицы возвращались,
Плавно опускались,
Прилетели сели,
Кушать захотели,
Просо поклевали,
Видно, что устали.
Пальцы отдыхают
И опять летают.
Повторяют 2 раза, на второй раз последняя строчка И БОЛЬШЕ НЕ ЛЕТАЮТ.
г) - Слыш приглашает нас в свой дом (слайд 18).
-А как называется это помещение в доме? Коридор. (слайд 19).
-Как называется эта комната? Спальня, спальная комната. (слайд 20).
- А в этой комнате Слыш бывает часто (слайд 21)
-Что стоит на полках? (книги)
А как вы думаете, что Слыш в этой комнате делает (ответы детей)
Вы правы, он любит много читать книг и сочинять стишки. Вот самая любимая книга Слыша. Посмотрим, что в ней (слайд 22)
-Здесь картинки с предложениями (слайд 23)
-Я буду произносить начало предложения, а вы закончите предложение словом, а каким вам помогут картинки.
Ыш – ыш –ыш – играет маленький…. малыш
Уш– уш – уш – Саша принима …душ
Ушка – ушка – ушка – квакает…лягушка
Шу – шу – шу – Паша кушает…лапшу
Шок – шок – шок – на полу лежит… мешок (слайд 24)
Ши – ши –ши – цветные ….карандаши
Шо – шо – шо – мы говорили…хорошо
- Интересные книги читает Слыш.
- Слышу очень понравилось с нами гулять и общаться. Он дарит вам сундучок с сюрпризом за то, что вы старались и были хорошими ребятами (слайд 25)
(логопед подходит к слайду, и «берёт сундучок», который подарил Слыш)
д) - Нам пора возвращаться в детский сад.
Ой, ребята, посмотрите, что перед нами? (слайд 27).
Да, река. А как же мы теперь попадём в детский сад? (ответы детей)
-А что нам поможет, вы угадайте загадку.
Сначала дерево свалили,
Потом внутри ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
- Верно, это лодка.
-Предлагаю сейчас построить каждый себе лодку, и вернуться на них в наш детский сад. Подходите ко мне ребята,
Каждый ребёнок строит лодку из лего конструктора, логопед помогает и задаё т наводящие вопросы:
- Что нужно сначала построить - днище. Потом строим правый борт и левый борт. Передняя часть корабля носовая часть. Она будет острая, вытянутая.
Задняя часть корабля - корма. Она прямая. А давайте правый и левый борт построим повыше. Что есть ещё у лодки? Сиденья и вёсла.
- Как вы думаете из какого материала делают лодку? (из дерева, железа, пластика, резины). А лодку можно сделать из стекла? Почему нет?
(ответы детей)
- А чем отличается лодка от корабля? У лодки нет каюты, паруса, мачты, якоря, Лодка меньше по размеру. И в ней помещается мало человек. У лодки есть вёсла, а у корабля их нет. Лодка плывёт медленнее, чем корабль.
- Вот и у нас получились лодки, пустим их в реку и поплывём (кладут лодки на голубую ткань).
Демонстрируются слайды, где дети плывут по реке (слады 28,29,30,31,32,33)
-А вот и наш детский сад (слайд 34).
4. Итог занятия
- Ребята, вам понравилось наша прогулка - путешествие?
- А что мы делали на прогулке? (ответы детей)
- Молодцы ребята.