Светлана Фёдорова
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация
словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного
впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование
навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование
грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -
онок, - ёнок, образование слов-антонимов, совершенствование навыка
слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.
Публикация «Конспект фронтального занятия по развитию связной речи „Составление рассказа по серии сюжетных картин „Клубок“» размещена в разделах
- Клубок, клубочки для котят. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мьшшения,
зрительного и слухового внимания и восприятия, общей и тонкой моторики.
Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Клубок», картинки с
наложенными изображениями животных (по числу Детей, подставки с
карандашами, мяч среднего размера, катушки с шерстяными нитками (2-3
метра, мягкая игрушка (котёнок, аудиозапись с голосами домашних
животных.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий доманших животных.
Разучивание пальчиковой гимнастики «На подворье», подвижной игры
«Котик», развитие общих речевых навыков.
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия.
Совершенствоваъше травматического строя речи (образование существительных с
суффиксами — онок, - ёнок).
Логопед предлагает детям пройти на ковер. Он берёт вруки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в мяч и вспомним названия детёнышей
домашних животных. У собаки есть.
1 — й ребёнок. Щенок.
Логопед. У коровы есть.
2—й ребёнок. Телёнок.
Логопед. У лошади есть.
3 —й ребёнок. Жеребенок.
Логопед. У козы есть.
4 —й ребёнок. Козлёнок.
Логопед. У свиньи есть.
5 —й ребёнок. Поросёнок.
Логопед. У овцы есть.
6 —й ребёнок. Ягнёнок.
Логопед. У крольчихи есть.
7—й ребёнок. Крольчонок.
Логопед. А у кошки есть
8 —й ребёнок. Котёнок.
(Логопед убирает мяч).
2. Отгадывание загадки. (Развитие речевого слуха, мьшшения, связной речи.
Объявление темы занятия)
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных.
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети Это — котёнок. Он любит играть с клубками У него есть острые
коготки Он прячет их в лапки.
Логопед. Правильно. Вот о котёнке мы и будем сегодня составлять рассказ
по серии картинок «Клубок». (Проходим к столам).
3. Рассматривание серии картинок «Клубок» и беседа по ним. (Развитие
зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.) Логопед в
произвольном порядке расставляет на магнитной доске картинки.
Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично! Вы правильно расставили картинки. А теперь давайте
внимательно их рассмотрим. Расскажите, кого вы видите на первой
картинке? Что они делают?
Дети. Мы видим бабушку и котёнка. Бабушка сидит в кресле и вяжет. А котёнок
сладко спит в корзинке.
Логопед. Верно. Что происходит на следующей картинке?
Дети. Бабушка задремала, а котёнок проснулся и начал играть с клубками. Он
катал их, прыгал на них. Ему было очень весело.
Логопед. Что же вы видите на последней картинке?
Дети. Бабушка проснулась и увидела на полу большой клубок, из которого торчал
хвостик котёнка.
Логопед. Молодцы! Вы рассмотрели картинки и ответили на вопросы, а
теперь немного подумайте и подготовьтесь к составлению рассказа.
4. Пауза для подготовки детей к составлению рассказа.
(Логопед дает детям одну минуту для подготовки к рассказу).
5. Рассказ по серии картинок. Развитие связной речи.
Логопед. Попробуйте самостоятельно рассказать о том, что нарисовано на
этих картинках. Старайтесь рассказывать по — своему. Придумайте кличку
для котёнка. Начните рассказ со слова «однажды».
(Логопед предлагает двум — трём детям по очереди составить рассказ).
Маленький проказник
Однажды вечером бабушка решила немного отдохнуть, она взяла вязание и
села в кресло. Котёнок Рыжик удобно устроился рядом с ней и сладко уснул
в корзинке с клубками. В комнате было тихо, только тикали часы. Бабушка
задремала. А Рыжик проснулся и начал играть с клубками. Он представлял,
что это мышки. Он прыгал на них, катал их. И не заметил, как запутался в
нитках. Когда бабушка проснулась, она с удивлением обнаружила на полу
большой клубок с торчащим из него хвостиком котёнка. Вот каким
проказником оказался Рыжик!
(Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика).
6. Подвижная игра «Котик». (Развитие общей моторики, координации речи
с движением).
(Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать
знакомое упражнение).
Вот какой коташка, Крадутся по кругу друг за другом на носочках.
Круглая Мордашка, Останавливаются, изображают обеими руками мордашку,
покачивают головой.
И На каждой лапке Ритмично вытягивают вперёд
Коготки — Царапки. То левую, то правую руки.
Всё ему игрушки - Прыгают на носочках, держа
Кубик И катушки. при этом руки на поясе.
Котик, точно МЯЧИК‚ Выполняя подскоки, двигаются
По квартире скачет. по кругу друг за другом.
7. Игра «Узнай голос» (Развитие слухового восприятия).
(Логопед включает диск с голосами домашних животных) :
16. Шум на скотном дворе
17. блеянье козы
18. хрюканье свиньи
19. ржание лошади
20. лай собаки
21. мурлыканье И мяуканье кошки
22. мычание коровы
Дети. Это голос козы.
Логопед. Коза что делает? — блеет.
Дети. Это голос свиньи.
Логопед. Свинья что делает? — хрюкает.
Дети. Это голос лошади (коня).
Логопед. Лошадь что делает? —- ржёт.
Дети. Это голос собаки.
Логопед. Собака что делает? — лает.
Дети. Это голос кошки.
Логопед. Кошка что делает? - мяукает, мурлыкает.
Дети. Это голос коровы.
Логопед. Корова что делает? —Мычит.
Логопед (оценивает работу детей). Молодцы! Как быстро и точно вы
узнавали ГОЛОС.
8. Пальчиковая гимнастик «На подворье»
На подворье нашем
Овцы и барашек,
Свинка с поросёнком
И коза с козлёнком.
Добрый пёс Трезорка
И корова Зорька,
Гуси и гусята,
Куры и цыплята.
Ладони на столе чередуют с сжиманием
Кулаков.
На каждую строчку загибают по одному
пальцу, начиная с больших, на обеих руках.
Сжимают- разжимают кулаки.
Все они хорошие,
Я их всех люблю.
Хлопки чередуют с положением ладоней на
стол.
А цыплят я крошками
Утром покормлю.
показывают как «кормят».
9. Игра «Найди маму». (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой
моторики. Профилактика нарушения письменной речи)
Логопед. Как называется мама котёнка?
Дети. Кошка.
Логопед. Найдите кошку на картинке, обведите ее по контуру, потом
раскрасьте оранжевым карандашом.
(Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу).
10. Упражнение «Раздели на слоги». (Совершенствование навыка слогового
анализа слов)
Логопед. Посмотрите внимательно, какие ещё есть домашние животные на
картинке? А теперь разделите на слоги названия всех ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫХ
ВЫ видите на картинке.
1—й ребенок. Ко-ро-ва. В этом слове три слога.
2-й ребенок. Кот. В этом слове один слог.
3-й ребенок. Ов-ца. В этом слове два слога.
(со—ба-ка, ко—за, ло—шадь, сви—нья).
(Логопед оценивает работу детей).
11. Игра с мячом «Скажи наоборот». (Совершенствование грамматического
строя речи (образование слов-антонимов).
Логопед предлагает детям выйти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в мяч. Игра называется «Скажи наоборот».
Поймав МЯЧ, ВЫ ДОЛЖНЫ ЗЗКОНЧИТЬ предложение.
Логопед. Конь большой, а котёнок. маленький.
Логопед. У кошки шерсть длинная, а у коровы. короткая.
Логопед. Бык сильный, а теленок. слабый.
Логопед. Лошадь высокая, а собака. низкая.
Логопед. У свиньи шея толстая, а у гуся. тонкая.
Логопед. У собаки когти тупые, а у кошки. острые.
12. Игра — соревнование «Кто скорее?» Развитие ловкости, ручной
моторики.
(Логопед раздаёт детям катушки, к которым привязаны разноцветные
шерстяные нитки).
Логопед. А теперь давайте проведём соревнование, посмотрим, кто скорее
намотает нитку на катушку. Раз, два, три, начали..
. Ребята, посмотрите, и скажите, какого цвета у вас нитки?
Дети называют.
Логопед. Покажите и назовите цвет, который имеет наш котёнок.
Щети выполняют задание и определяют победителя. Логопед убирает
катушки).
Помощник включает 21.- мурлыканье И мяуканье кошки.
Логопед. ОИ, кто это? Пойдемте посмотрим.
(Татьяна Андреевна выносит в корзинке котёнка)
Логопед. Ребята так это же котёнок, посмотрите какой он?
Дети. Пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый, маленький.
Логопед. Котёнок пришел к нам не просто так, он слышал, как вы
хорошо работали на занятии и решил угостить вас.
(Угощаем конфетами детей).
13. Окончание занятия. Оценка работы детей.
(Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им
было особенно интересно делать, а потом оценивает работу каждого ребенка).