Елена Пай
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте «Сказочная страна»
▼ Скачать
Задачи:
Научить детей читать, ввести понятие, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Цель занятия :
Коррекционно-образовательные:
1. выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях;
2. закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;
3. Познакомить детей с понятием “с л о г”;
4. Дать понятие, что слова состоят из слогов;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте „Сказочная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Учить произносить слово по слогам, определяя количество и последовательность слогов в слове.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать фонематические процессы;
2. развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
3. артикуляционную и общую моторику;
4. тренировать силу воздушной струи при выдохе;
5. активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитывающие:
1. воспитывать самостоятельность, активность;
2. воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: магнитная доска, конверты с разрезными картинками, фишки красного и синего цвета по количеству детей, тренажеры для зрительной гимнастики «Снежинки», предметные картинки, пособие «домик», картинка с изображением символов звуков, карандаши, крышки от пластиковых бутылок.
Ход занятия
Мотивационно-целевой блок
Логопед :
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!
- Ребята, сегодня хороший день, и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок. Для занятия нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Развитие общей моторики.
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем.
Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
Упражнение для губ «Улыбка», «Дудочка»
Упражнение «Лошадка».
На лошадке ехали,
В огород заехали. .
Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
На машине ехали,
До угла доехали повороты руками, которые будто держат руль.
Большим пальцем подавать «сигнал».
Би-би-би!
Би-би-би!
Большим пальцем подавать «сигнал».
Язык упирается в альвеолы. Сильно подуть на язык др-р-р, др-р-р.
Пароходом ехали,
До горы доехали. Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л] У-у-у! Молодцы!
- Ребята, давайте пройдем и присядем на стульчики.
Ориентировочный этап.
Мы с вами уже знакомы со звуками невидимками. Чтобы дети научились различать гласные и согласные звуки, я рассказываю им сказку.
-Дети кто помнит, сказку про звуки?
Дети вспоминают и пересказывают сказку.
В одной сказочной стране живут невидимки. Их нельзя видеть, но можно произнести, и тогда они оживут. Зовут их звуками. Одни из них умеют петь песенки и очень гордятся этим. Их называют гласными.
А у других песенка не получается. Они могут только свистеть, шипеть, Рычать (с-с-с,р-р-р,ш-ш-ш). Однажды им стало так обидно, что они заплакали. И тогда гласным звукам стало не до песен. Они уговаривали, упрашивали, умоляли другие звуки не плакать. От усердия они даже покраснели. Но плачущие звуки только сопели, пыхтели, бормотали и вскоре стали синего цвета. Тогда гласные звуки предложили научить всех, петь песенку. Звуки, у которых никак не получалась песенка, очень обрадовались и закричали: «Согласны! Согласны!» и с тех пор все зовут их согласными.
Сейчас гласные и согласные звуки живут очень дружно и никогда не ссорятся. Давайте подружимся с ними, и будем обозначать, гласные звуки фишками красного цвета, а согласные звуки фишками синего цвета.
и споем их песни.
Поисково-исследовательский этап.
Логопед утрированно произносит слог МА.
ребенок выходят к доске и записывает слог, остальные хором читают, и выкладывают схему слога.
Логопед : сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (М). Это какой звук? (согласный, обозначаем фишкой синего цвета) Назовите второй А. Это какой (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).
Работа над развитием дыхания и голоса.
Соединяя звуки в слоги, необходимо пропеть каждый слог.
Вдохнуть и на выдохе произносить МА, МУ, МЭ, МО, МЫ.
Практический этап.
Логопед : дети приближается «Новый год», нам необходимо украсить елку. Нам нужны елочные игрушки. Стук в дверь.
Кто там? Входите. Заходит почтальон здороваются. «Я принес письма с заданиями от деда Мороза. Оставляет конверты по количеству детей и уходит.
В конвертах разрезные картинки с изображением игрушек,животных на каждой части написан слог «песенки». Логопед предлагает детям собрать картинки из частей. Обращает внимание на то, что только сложив две или три части, мы увидели весь предмет. А если сложим слоги, то получатся слова, название предмета.
Логопед : дети слова, которые мы произносим состоят из слогов. Слог-это часть слова. .ПЕ-ТУ-ШОК. Показать картинку дом.
Кто может прочитать какое слово получилось? Дети по очереди читают слова по слогам. ША-РЫ, СО-ВА, СО-БА-КА. МЫ-ШИ, ЛУ-НА.
Слова могут быть длинными или короткими. Как узнать сколько слогов в слове?. Положите перед собой крышки. Указательным и средним пальцем шагаем по крышкам, один слог –это шаг произносим слово. КО-РО-ВА. Сколько крышек потребовалось? 3. Значит в этом слове три слога. 3 «песенки». Склеим наши картинки. украсим мишурой и повесим на елку. Какие красивые у нас получились игрушки.
Рефлексивно-оценочный этап
При выполнении какой работы вы встречались с трудностями?
Почему, как вы думаете?
Какой вывод мы можем сделать?
Для чего нам нужны приобретенные сегодня знания и умения?
Оцените каждый свою работу.
Вы действительно умные, старательные, любознательные и за вашу хорошую работу, Дедушка Мороз передал для вас корзинку с угощениями.