Татьяна Степура
Конспект активного занятия с родителями старшей группы «Радость послушания» по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать +Заказ
Присоединение родителей в вопросах воспитания через активные формы взаимодействия.
Духовно-нравственное развитие
(нравственная категория)
«Радость послушания»
«Понятие вера и послушание взаимосвязаны друг с другом, но первенствующее значение имеет вера. Она является первопричиной послушания, а послушание – это следствие веры; однако и сама «истинная вера не может быть без послушания»» Святитель Тихон Задонский
Задачи:
1. Освоение социокультурной категории «Послушание».
2. Развитие единого контекста в группе.
3. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
Публикация «Конспект активного занятия с родителями старшей группы „Радость послушания“ по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Оборудование: презентация к занятию, музыкальное аудио сопровождение, книги «Радость послушания», памятка «Работа со сказкой», листки с заданием и ручки на каждого родителя.
1. Подготовительный этап.
Воспитатель: тема сегодняшней встречи: «Радость послушания». «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последуют в ребенке развитие всех душевных достоинств» (Н. Е. Пестов)
Ресурсный круг.
Воспитатель:
- Что значит, на ваш взгляд, быть послушным? И были ли вы послушными?
- Что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? (Родители по кругу делятся своим опытом)
В заключение высказывается воспитатель:
Я родилась в семье, где почитали старших, это пронизано в каждой мелочи и в каждом поступке: вставали, когда входил взрослый в семье, уступали место, и не садились, пока он не займет свое место; не смели смотреть в глаза, когда нас отчитывали, а тем более отвечать; не шумели и не позволяли баловаться в присутствии старших, если приходили гости, мы, дети, уходили в другую комнату, если были указания, то послушно выполняли. И даже в мыслях не было ослушаться, все было настолько естественно, привычно. Конечно, мы не воспитываем своих детей так, как воспитывали нас. Да это и трудно в наше время, во время высоких технологий изменилась система ценностей, система отношений между людьми. Я воспитываю одна, а без авторитета отца, бабушки, дедушки, это очень сложно, но я стараюсь привить своим детям уважение к старшим, через уважение к себе, своим примером.
Но не всегда у нас получается объяснить ребенку, что надо поступать так, как советуют взрослые. И тут на помощь может прийти мудрость воспитания наших предков – воспитание через сказки и пословицы. Я предлагаю ознакомиться с книгой «Радость послушания». Эта книга помогает развить послушание в детях. Первая страница посвящена Вам – родителям.
Давайте, прочтем ее вместе:
«Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету. Глубокую печаль чувствуют мать и отец, когда дети пытаются поступать по своей воле, не обращая внимания на родительские наставления и предостережения. Мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, сделать правильный выбор, принять необходимое ответственное решение. Поэтому мы хотим, чтобы дети росли послушными.
Послушание требуется человеку в течение всей его жизни. В семье, в детском саду, в школе, в государственных и общественных отношениях человек подчиняет свою волю установленным законам и правилам, считается с интересами других людей. Очень важно воспитать у детей послушание, а так же научить их управлять своими действиями, не ожидая постоянных указаний.
Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата. Условием истинного послушания является взаимная любовь детей и взрослых. Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были искренне преданы родителям и твердо уверены в их любви. Они не должны сомневаться в том, что родительское слово исходит от доброжелательного сердца и содействует их собственному благу. Такая доверчивая любовь соединяет волю ребенка и волю родителей, приносит всем великую радость и вселяет надежду на благоприятный исход дела»
2. Основной этап
Работа с пословицами.
Воспитатель: В этой книге приведены пословицы для нашего осмысления
Воспитатель предлагает родителям прочитать пословицы:
• Покорному дитяте все к стати.
• Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
• Кого уважают, того и слушают.
Воспитатель: Как вы понимаете эти пословицы? (родители участвуют в обсуждении смысла пословиц)
Воспитатель высказывает свое мнение.
Как вы думаете, актуальны ли пословицы в наше время?
Пословицы - это народная мудрость, которая передавались из уст в уста веками. Кроме того, что они имеют историческую и культурную ценность, это ещё и очень ценные советы и наблюдения, переданные нам старшими поколениями.
Воспитатель: В книге даны для чтения детям и последующего обсуждения два произведения: р. н. с «Гуси-лебеди» и сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». А ведь именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. В этих двух сказках можно детям показать радость послушания. А что бы легче довести до детей мысль сказок вы можете использовать эту памятку.
Я хочу поделиться с вами рассказом, в котором тоже проявилась радость послушания:
«Жил на земле старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи снова выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку. Еду ему они подавали в старом блюдечке. Старик печально глядел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда они купили ему деревянную миску. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
-Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
- Деревянную миску, - ответил малыш. – Из неё вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.
Родители мальчика долго молча смотрели друг на друга и вдруг заплакали. Они тут же позвали старика к столу. С тех пор он всегда кушал с ними, и сын с женой больше не упрекали отца, если он проливал еду».
Воспитатель: А вам приходилось сталкиваться с похожими ситуациями в жизни? Поделитесь, пожалуйста (Родители по очереди или по желанию делятся опытом)
Индивидуальный этап.
Воспитатель и раздает листки со следующим содержанием:
Любовь и уважение к ребенку
Доверие опыту старших
Интерес к внутреннему миру ребенка
Принуждение
Выдержка
Уверенность
Твердая воля
Помощь в трудную минуту
Родители, подумайте, на чем основано воспитание послушания у детей? Подчеркните свой выбор (5 мин на выполнение).
Работа в четверке «Радость послушания»
Воспитатель:
Вы определились с ответами? А теперь я предлагаю выслушать друг друга и прийти к единому мнению. А для этого я прошу вас объединиться в группы из 4х человек. Во время обсуждения каждый член группы имеет право высказаться, но прийти нужно к единому решению (время на обсуждение -10 мин).
После каждая группа высказывает свое мнение по каждому пункту, Если необходимо, воспитатель задает наводящие вопросы, побуждая родителей раскрыться, поделиться опытом.
Любовь и уважение к ребенку
Доверие опыту старших
Интерес к внутреннему миру ребенка
Принуждение
Выдержка
Уверенность
Твердая воля
Помощь в трудную минуту
Воспитатель: Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата. Итак, мы пришли к единому мнению: Что бы воспитать в ребенке послушание, достаточно иметь такие качества как выдержка, уверенность, твердая воля, любовь, уважение и поддержка, доверие к старшим, интерес к внутреннему миру ребенка.
Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
Мы можем сколько угодно учить их правильным поступкам, хорошим манерам, но если мы сами не следуем своим словам, то и дети, не только не будут следовать нашим наставлениям, но и потеряют к нам всякое уважение, как к лицемерам и пустословам.
Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Нашим правильным и добрым отношением к своим родителям мы можем по праву надеяться и на своих детей, которые переймут то же самое от нас, и, в свою очередь, будут внимательны и добры к нам.
3. Заключительный этап
Рефлексия
Воспитатель: Уважаемые родители, как вы считаете, мы сегодня провели плодотворную работу? Почему так думаете? Что нового сегодня вы узнали, приобрели для себя? Какие приемы и методы вы отныне будите использовать в воспитании послушания у ребенка?
Воспитатель благодарит родителей за активное участие и прощается.
Список используемой литературы:
1. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с. ;
2. Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послушания»;
3. И. А. Кузьмин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».
Электронные ресурсы:
http://www.istoky-co.ru/main.php
http://www.blagovestnik.org/children/c00016-00020.htm