Надежда Айнулина
Конспект занятия «Напутственное слово в семье» с родителями по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Присоединение родителей к осмыслению важности напутственного слова как
базовой социокультурной ценности российской цивилизации.
Задачи
1. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы
«Напутственное слово в семье».
2. Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.
3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
4. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово».
Публикация «Конспект занятия „Напутственное слово в семье“ с родителями по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
5. Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.
План работы:
1. Знакомство и работа по книге «Напутственное слово».
2. Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса
прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-сокола».
3. Работа с пословицами в книге «Напутственное слово».
4. Активное занятие. Ресурсный круг «Напутственное слово в семье».
Ресурсный круг «Напутственное слово в семье»
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
Чтение родителям текстов «Слово к родителям» в книге для развития детей
6-7 лет «Напутственное слово» (стр. 4,20) им знакомство с содержанием книги.
2. Основной этап.
Педагог предлагает ответить родителям на вопрос : «Какие напутственные
слова помогают вам на жизненном пути?»
3. Заключительный этап.
*Какими словами вы напутствуете своего ребенка?
Особенности активного занятия.
Данное занятие позволяет родителям вспомнить и осмыслить традиции
напутственного слова и традиции благословления.
Использованная литература. Истоковедение. Том 11.-М. :Издательский дом
«Истоки», 2017.-320с. (стр. 68,88)
Ход занятия:
1. Присоединительный этап. Работа в круге.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители.
Нашу встречу мне бы хотелось начать со стихотворения В. Полторацкого
«Слово о словах».
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
2. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Я предлагаю вам
поговорить о напутственных словах, его роли в жизни человека.
С малых лет ребенок слышит родную речь, слова «Доброе утро», «Добрый день»
и др. Эти и другие слова матери и отца очень важны для ребенка. У детей еще
очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из
доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома
родители о том, как готовятся к празднику, какими словами мама провожает папу
на работу и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно
воспитывает чувства ребенка.
3. Работа в ресурсном кругу.
Давайте вместе поразмышляем над этим понятием – «напутственное слово».
Педагог передает мячик сидящему слева родителю и задает вопрос : «Какие
напутственные слова Вы знаете?» (родители передают мяч по кругу и каждый
называет напутственное слово.)
Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мячик вернется к
педагогу) :
Разговор в ресурсном круге:
- Задумывались ли вы когда-то, какие слова вы произносите, провожая близкого
человека?
-Какие напутственные слова помогают вам на жизненном пути? Как помогают?
Почему?
-Почему напутственные слова важны для человека?
- Начало всех путей и дорог - родной дом. Как вы думаете, что можно пожелать
человеку, который отправился в путь?
-Когда говорили Вам родители напутственные слова?
-Что Вы чувствовали при этом?
- Какими напутственными словами Вы провожаете своего ребенка в детский
сад?
- Как Вы думаете, что почувствует Ваш ребенок, когда услышит добрые слова-
напутствия?
4. Работа с книгой.
Воспитатель:
Чтобы передать ребенку опыт, объяснить значимость напутственных слов,
обратимся к книге «Напутственное слово», «Василиса Прекрасная», «Перышко
Финиста Ясна – Сокола». Родители по цепочке читают.
Воспитатель: прочитайте вместе и обсудите дома с детьми после прочтения: Как
отправляют в путь – дорогу главных героев? Какими напутственными словами?
Вспомните еще сказки. Как отправляют в путь – дорогу, какие слова при этом
говорят?
5. Задание для родителей :
выберите жизненные ситуации, когда необходимо использовать, говорить
напутственные слова и подберите к каждой ситуации напутственные слова.
Ситуации:
-проводы в армию;
-пожелания перед экзаменом;
-родительское благословение на брак;
-напутствия в дорогу;
-напутствия при поступлении в институт.
Сначала родители работают индивидуально, затем объединяются в четверки,
приходят к общему мнению.
Родители доказывают (объясняют) свой выбор.
Обобщение воспитателем ответов родителей : Спасибо за ваши ответы, не
забывайте, занимаясь воспитанием своего ребенка, употреблять в своей речи
напутственные слова.
5. Заключительный этап.
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Воспитатель: Действительно, доброе напутствие для каждого из нас очень
важно – и нет разницы, идем ли мы на трудный экзамен или на собеседование о
приеме на работу, с тяжелым сердцем выходим из дома, отправляясь на
медицинское обследование, или с радостью собираемся в интересное
путешествие.
В старину люди осознавали всю силу напутственных слов, а потому к ритуалам
благословения или напутствия относились весьма серьезно. Отец благословлял
сына на женитьбу, мать благословляла детей на начало нового дела и так далее.
Наши предки понимали, как сильно может влиять доброе напутствие или
родительское благословение на ход будущих событий. Поэтому напутствовать
близкого нужно так, чтобы ваши слова придавали ему сил и настраивали на
положительное завершение дела. Такое напутствие будет служить ему оберегом,
благословляя его на свершение добрых дел. Как бы то ни было, но слова
напутствия должны поддерживать человека морально и укреплять его дух.
Рефлексия.
Работа в круге.
Воспитатель: Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече.
Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь
услышанного вы возьмете для себя? Было ли это занятие полезным для Вас?
Родители передают по кругу мяч и высказывают свои впечатления.
Заключительное слово воспитателя : Я рада, что все мы сегодня получили
неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и
чувствами, обменялись мнениями. Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что
наша встреча помогла вам осознать, как важно говорить своим детям
напутственные слова. Не жалей сердечных слов. Напутствуй и благословляй
своих родных, близких, своих детей