Елена Садыкова
Занятие по экспериментированию «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи: Обучающие:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование; умение проводить опыты; демонстрировать результат при помощи действия и слова;
2. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения.
Развивающие:
Публикация «Занятие по экспериментированию „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
2. Развивать целостное восприятие, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
3. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности;
4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять учебные задачи самостоятельно;
3. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Формы: беседа, ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, экспериментирование.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой
Приемы: вопросы к детям, объяснение, пояснение, контроль и оценка, исправление ошибок, ТСО.
Интеграция образовательных областей:
Познание – познавательно-исследовательская деятельность.
Коммуникация – практическое овладение нормами речи; формирование словаря.
Социализация – развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Материал:
Демонстрационный:
* 2 баночки с плотными крышками;
* Горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки.
Раздаточный:
* Пластмассовые стаканчики с водой, трубочка, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка;
* Воздушные шары на каждого ребенка;
Технические средства обучения:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Презентация по теме «Удивительные свойства воздуха»
4. Мультфильм «Фиксики» серия «Воздушный шарик»
Словарная работа: активизировать в речи детей понятия: эксперимент, кислород, воздух, пузырьки, буря, колебание.
Индивидуальная работа: с Ваней Ш., Димой Г в умении отвечать полным ответом; активизировать на занятии Елисея Б., Артема Р. И Софью Б.
Ход занятия:
На экране презентация.
Лисенок: Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? (в детском саду)
Лисенок: Я только что был в гостях у Совы, и она подарила мне вот эти воздушные шары! И почему то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары.
Воспитатель: Лисенок, а не кажется тебе, что воздушный шарик может о чем-то тебе рассказать?
Лисенок: Нет не кажется, шары не умеют говорить.
Воспит. : А ты не знаешь, почему он так называется – воздушный?
Лисенок: Нет! Объясните, пожалуйста, ребята! (Потому что внутри шарика есть воздух) .
Л: А что такое воздух?
Предлагаю детям сесть на ковер и приглашаю Лисенка к нам присоединиться.
Л: Из чего он состоит? (Кислорода и других газов).
Л: А для чего он нам нужен? (Для того что дышать)
В: Лисенок, а ты все понял? Сможешь отгадать нашу загадку? Злата загадай загадку Лисенку.
Злата: Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Л: Это воздух, но почему я его не вижу, не слышу и не чувствую? (Потому что он невидим)
В: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать? (Можно) Вот сейчас наши дети помогут тебе в этом убедиться!
В: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.
Приглашаю детей за столы.
В: Для начала мы попытаемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
В: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы) .
В: Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы) .
В: Да вы правы ребята, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно. А есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .
В: А давайте проверим. Ребята. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.
Л: Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки) .
Л: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .
В: Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
В: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).
В: Вот так Лисенок мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать? (да).
В: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.
В: А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
В: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так Лисенок мы можем почувствовать воздух. А как еще можно почувствовать воздух?
Игра:
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер
Пусть прохладою повеет.
В: А сможем ли мы услышать воздух? Как думаешь Лисенок?
Л: Я думаю, что нет.
В: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)
В: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
В: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
В: Что мы слышим?
В: Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .
В: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
В: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).
В: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).
В: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
В: - Ребята, посмотрите, что ещё есть две волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - нибудь есть? (ответы). Мы ничего в них не видим, но в них ведь есть воздух. Давайте откроем баночки и понюхаем чем пахнет воздух. (Открываем 1 баночку)
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Вот почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи.
Л: - Это получается, чтобы не дышать грязным воздухом, я теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).
В: - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем, повернемся к лисенку и расскажем всё, что узнали сегодня о воздухе.
Л: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам превратить воздушные шарики в веселые рожицы. Для этого нужно взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, рот и нос. Спасибо вам ребята, сегодня я узнал очень много о воздухе. До свидания!