Давыдова ольга
Использование технологии ТРИЗ в процессе реализации физкультурно-оздоровительных задач в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии ТРИЗ в процессе реализации физкультурно-оздоровительных задач в ДОУ
Региональный этап X Всероссийского конкурса
«Воспитатели России»
Номинация «Лучший воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей образовательной технологией»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование технологии ТРИЗ в процессе реализации физкультурно-оздоровительных задач в дошкольном образовательном учреждении
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в процессе реализации физкультурно-оздоровительных задач в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В современной педагогике справедливо делается акцент на воспитании личности ребенка. Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие базовых черт личности - характера, способностей, навыков. Особенно актуальна концепция формирования творческой личности. По мнению Льва Семеновича Выготского, создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением.
Всесторонне развитая личность, основы которой формируются в условиях дошкольного воспитания, предполагает интеграцию, взаимовлияние и взаимное дополнение таких составляющих, как интеллектуально-творческое начало, нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие, оздоровление и здоровьесбережение.
Реализация концепции здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении опирается на основные принципы, к которым относятся позитивная мотивированность, эстетичность, нравственность, целеустремленность, общественная полезность, размеренность, ритмичность и т. д.
В настоящее время актуальным для педагога является умение помочь детям познать самих себя, направить ребенка на путь самосовершенствования, решать проблему формирования здоровой личности методами конструирования положительных ориентиров, закладки установок на ценность здоровья, на доступную и доходчивую мотивацию. Реализуя основную цель – образование и воспитание личности, педагог должен сохранять и улучшать психосоматическое здоровье ребенка, развивать его эмоциональную, нравственно волевую и интеллектуальную сферы.
Задачи здоровьесберегающего характера являются для дошкольных учреждений приоритетными, поэтому из физического воспитания не исключаются такие понятия, как осознанность выполнения физических упражнений, интерес к ним, самостоятельное творческое применение в разных ситуациях. ФГОС дошкольного образования в физическом развитии воспитанников учитывает: … становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Практика моей деятельности показала, что всему этому способствуют и методы технологии ТРИЗ, в том числе.
Методы ТРИЗ решают задачи интеллектуально-творческого развития ребенка, поэтому новизна моего опыта заключается в рациональном использовании их в физическом воспитании.
Цель моей работы: повышение интереса к физическим упражнениям, формирование навыков ЗОЖ в процессе использования технологии ТРИЗ.
При организации физкультурно-оздоровительной работы опираюсь на следующие принципы: возможность выбора, проблемные ситуации, практическая направленность, поддержание интереса, высокий КПД.
ТРИЗ в физическом развитии — это раскрепощение мышления, отход от стереотипов, возможность для самовыражения посредством двигательной активности. Применение ТРИЗ превращает физкультурно-оздоровительный процесс в увлекательную игру.
На занятиях совместной образовательной деятельности с детьми (под занятием подразумевается – занимательное дело) активно использую следующие методы и приемы: «Мозговой штурм», «Синектика» (эмпатия, «Морфологический анализ», Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Синектика (аналогия) – в рамках организации двигательной активности способствует формированию способности подражать действиям животных, птиц; развивает образное, ассоциативное мышление, воображение, направленно на расслабление мышц, дыхание и укрепление осанки. Применяю такие приемы аналогии:
Личная аналогия – дети кошечки, что они чувствуют, как кошечки, используется как релаксация после активной двигательной активности.
Прямая аналогия – дети спину прогибают, спину выгибают, ползают, катят клубок ниток головой как кошечки. Включается как в общеразвивающие упражнения, так и в основные движения.
Символическая аналогия – один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают: кошечка делает движения лапками, стоя на четвереньках прогибает спинку, показывает коготки т. д. используем в играх. Сравнение объекта с чем-либо – прыгает как, ползает как…;
Преобразование – солдаты идут в разведку, преодолевая все препятствия; или космонавты летят в космос. Использую образно-игровые движения, например «Звериная гимнастика», «Сказочные герои», «Веселый зоопарк», «Циркачи», «Спасатели».
Предлагаю детям игровые задания, выполняя которые ребенок придумывает новые движения с данным предметом. (Обруч – юла, гантели – рукавицы силача). Вместе с детьми придумываем названия выполняемых движений: «улитка»,»рыбка», «звезда» и т. д.
Незаменим и приём «мозгового штурма». Его эффективно применяю для мотивации деятельности в вводной, основной части занятия. Например, вместе с детьми оперативно решали такие задачи : «Как пройти через озеро» «Чем заменить кольцо, чтобы забросить мяч?», «Как сделать дуги для подлезания?», «Чем заменить исчезнувшие воротики, чтобы прокатить мяч?», игра «Да-нетка» и т. п.
Усложняю задание, исключив использование спортивного инвентаря при выполнении, т. е. используя только свое тело (дети выполняют функцию «воротников», «бревнышек», «кольцо» и т. д.). Вариантов решений бывает очень много, благодаря переплетению приемов «синектики» и «мозгового штурма».
Еще один типовой приём ТРИЗ - фантазирования (ТПФ). Здесь применяю нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы способности детей свободно самовыражаться.
Типовые приемы фантазирования - развитие фантазии с помощью шести волшебников: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Цель волшебников – изменить свойства объекта.
Используя данный прием, изменяем условия выполнения физических упражнений: была скамейка широкая, можно было быстро пройти, пробежать. Маленькая Фея превратила в узкую скамейку, по ней надо идти осторожнее, не теряя равновесия.
Или прием деления – объединения. Оборвалась ниточка и рассыпались бусинки (бусинки - дети). Волшебник Объединяй взмахнул волшебной палочкой и получились бусы (дети встали в круг, взявшись за руки).
Прием "Наоборот".
Дается задание выполнить следующие действия, движения - дети должны выполнить анти - действие, анти – движение (Ускорить ходьбу - замедлить ход; наклон вправо - наклониться влево; ходьба вперед - ходьба вперед спиной и т. д.)
Представленные методы ТРИЗ, игры и упражнения включаю и варьирую с учетом целей и задач конкретного вида двигательной деятельности. Одну и ту же игру использую в качестве привлечения внимания детей к выполнению ОРУ или в качестве подвижной игры в конце занятия. Провожу тематические занятия по темам «Волшебный лист», «Что может наше тело», «Путешествие в сказочный лес». Такие занятия отличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Игры и методы ТРИЗ удобны своей мобильностью и эффективностью в использовании. Игры для детей старшего дошкольного возраста, при небольшой доработке использую и с детьми младшего дошкольного возраста.
Значительно повысить эффективность любой деятельности позволяет включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. В связи с этим, системно взаимодействую с родителями воспитанников по решению поставленных задач. Организую совместные детско-взрослые образовательные мероприятия, активно используя технологию ТРИЗ : акция «На зарядку вместе с мамой», тематические досуги «Космическое путешествие», «Путешествие в страну фитнеса»; разрабатываю буклеты, брошюры, рекомендации, содержание которых нацеливает на мотивированное занятие физической культурой: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Чем заменить спортивный снаряд», «Физическое развитие ребёнка в домашних условиях, используя ТРИЗ технологии» и т. д.
Мониторинг диагностики физического и психического развития дошкольников, осуществляемый на основании паспорта здоровья по Парциальной программе «Здоровый дошкольник» под редакцией Е. Ф. Купецковой, свидетельствует о позитивной стабильной динамике развития физических качеств воспитанников: от 69% до 79% темпы прироста у воспитанников за счет развития физических качеств (быстроты, гибкости, выносливости) Для оценки показателей уровня развития физических качеств используется шкала оценок темпов прироста физических качеств дошкольного возраста: минимум - до 8 баллов, максимум - свыше 15 баллов.
Результатом работы являются не только количественные показатели развития физических качеств, но и создание психологически благоприятной образовательной среды, в которой воспитанники проявляют находчивость, получают возможность созидать, творить, проявить себя.
Таким образом, итоговая диагностика показала, что качественно изменились показатели физического развития, повысилась мотивация и интерес к двигательной деятельности, дети более осознанно стали заниматься, самостоятельно делать элементарные умозаключения о своих достижениях.
Наработанный опыт транслирую среди педагогической общественности: провела мастер-класс «ТРИЗ технологии в физическом развитии дошкольников», открытое занятие по теме «Волшебный лист». Опыт работы «Использование приемов ТРИЗ технологии в физическом развитии старших дошкольников» представляла на методическом объединении педагогов города Кузнецка.
.