Приложение МААМ

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»

Юлия Сафарова
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».

Темочки:

Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.

Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.

СЛАЙД 2

Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.

Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понямать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.

Вспомним хорошо известную всем сказку.

«В этом домике без забот жили звери, только вот,

Медведь пришел, поломал звериный дом»

Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.

Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.

Кроме того, вам нужно будет ответить на два вопроса вопроса:

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Есть ли вопросы, уважаемые участники? Если, нет, тогда, присаживайтесь за столы.

СЛАЙД 3

А продолжить свое выступление мне бы хотелось словами Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?

ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.

Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»

(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.

Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)

Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.

Злой –

Ленивый -

Веселый -

Скупой –

Трусливый –

Голодный –

Печальный –

Жадный –

Глупый -

Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета.

Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.

СЛАЙД 4 - 8

Система (объект) : цыпленок

Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,

Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика

Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо

Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух

После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как:

Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?

Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?

Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.

Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)

Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»

А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)

Существуют и другие варианты игры: хозяин теремка не меняется, а гости приходят по очереди. Или же теремков и их хозяев несколько, а гости поочередно посещают каждый из теремков. Оживить можно любую геометрическую фигуру, а также ладошку, кляксу.

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.

СЛАЙД 9

В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :

Возрастают интерес и познавательная активность ;

Ответы детей становятся неординарными;

Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;

Речь насыщается образами;

ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.

Публикации по теме:

Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть.

Нетрадиционное спортивное оборудование для занятий по физической культуре в детском садуНетрадиционное спортивное оборудование для занятий по физической культуре в детском саду Все родители хотят видеть своих малышей здоровыми, весёлыми, физически развитыми. Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация подвижной игры в детском саду» План. • Воспитательное значение подвижных игр. • Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению. • Виды подвижных игр. Место подвижной.

Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».

Семинар-практикум по патриотическому воспитанию в детском садуСеминар-практикум по патриотическому воспитанию в детском саду Семинар – практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Для воспитателей, 18 ноября, прошёл семинар – практикум.

Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи»Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи» Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Применение здоровьесберегающей технологии в детском саду Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»
Опубликовано: 25 января 2016 в 22:57
+239Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сафарова (УИ 85300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 110.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД