Получи документы

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»

Юлия Сафарова
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».

Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах

Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.

Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.

СЛАЙД 2

Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.

Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понямать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.

Вспомним хорошо известную всем сказку.

«В этом домике без забот жили звери, только вот,

Медведь пришел, поломал звериный дом»

Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.

Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.

Кроме того, вам нужно будет ответить на два вопроса вопроса:

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Есть ли вопросы, уважаемые участники? Если, нет, тогда, присаживайтесь за столы.

СЛАЙД 3

А продолжить свое выступление мне бы хотелось словами Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?

ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.

Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»

(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.

Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)

Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.

Злой –

Ленивый -

Веселый -

Скупой –

Трусливый –

Голодный –

Печальный –

Жадный –

Глупый -

Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета.

Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.

СЛАЙД 4 - 8

Система (объект) : цыпленок

Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,

Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика

Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо

Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух

После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как:

Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?

Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?

Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.

Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)

Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»

А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)

Существуют и другие варианты игры: хозяин теремка не меняется, а гости приходят по очереди. Или же теремков и их хозяев несколько, а гости поочередно посещают каждый из теремков. Оживить можно любую геометрическую фигуру, а также ладошку, кляксу.

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.

СЛАЙД 9

В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :

Возрастают интерес и познавательная активность ;

Ответы детей становятся неординарными;

Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;

Речь насыщается образами;

ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.

Публикации по теме:

Использование технологии ТРИЗ и РТВ для развития творческого мышления. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть.

Нетрадиционное спортивное оборудование для занятий по физической культуре в детском садуНетрадиционное спортивное оборудование для занятий по физической культуре в детском саду Все родители хотят видеть своих малышей здоровыми, весёлыми, физически развитыми. Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация подвижной игры в детском саду» План. • Воспитательное значение подвижных игр. • Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению. • Виды подвижных игр. Место подвижной.

Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».

Семинар-практикум по патриотическому воспитанию в детском садуСеминар-практикум по патриотическому воспитанию в детском саду Семинар – практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Для воспитателей, 18 ноября, прошёл семинар – практикум.

Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи»Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи» Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Применение здоровьесберегающей технологии в детском саду Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»
Опубликовано: 25 января 2016 в 22:57
+239Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сафарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 110.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД