Юлия Сафарова
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».
Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказка. Консультации, рекомендации
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.
Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.
СЛАЙД 2
Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.
Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понямать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.
Вспомним хорошо известную всем сказку.
«В этом домике без забот жили звери, только вот,
Медведь пришел, поломал звериный дом»
Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.
Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.
Кроме того, вам нужно будет ответить на два вопроса вопроса:
Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?
Как связана сказка «Теремок» с математикой.
Есть ли вопросы, уважаемые участники? Если, нет, тогда, присаживайтесь за столы.
СЛАЙД 3
А продолжить свое выступление мне бы хотелось словами Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?
ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.
Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»
(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.
Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)
Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.
Злой –
Ленивый -
Веселый -
Скупой –
Трусливый –
Голодный –
Печальный –
Жадный –
Глупый -
Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета.
Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.
СЛАЙД 4 - 8
Система (объект) : цыпленок
Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,
Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика
Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо
Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух
После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как:
Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?
Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?
Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.
Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)
Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»
А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)
Существуют и другие варианты игры: хозяин теремка не меняется, а гости приходят по очереди. Или же теремков и их хозяев несколько, а гости поочередно посещают каждый из теремков. Оживить можно любую геометрическую фигуру, а также ладошку, кляксу.
Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?
Как связана сказка «Теремок» с математикой.
Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.
СЛАЙД 9
В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :
Возрастают интерес и познавательная активность ;
Ответы детей становятся неординарными;
Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;
Речь насыщается образами;
ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.