Светлана Плетюхова
Конкурс «Воспитатель года» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности».
Составила: Плетюхова Светлана Анатольевна.
Ведущая образовательная деятельность: социально-коммуникативная (Основы безопасности жизнедеятельности).
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конкурс „Воспитатель года“ Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Музей безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Воспитатель года
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, правила поведения при пожаре, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать сказочному герою; вызывать желание помочь ему.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
закреплять знания опасных ситуаций;
обучать основам личной безопасности;
закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре;
учить ориентироваться в проблемных ситуациях:
знакомить с огнём и его свойствами;
закрепить знания детей о профессии пожарного;
закрепить знания об экстренных номерах телефона: 01, 02, 03.
Развивающие задачи:
расширять знания детей о правилах личной безопасности дома и на улице.
развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук.
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
помочь детям предвидеть и по возможности избегать опасности; овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице;
воспитывать чувство товарищества и сопереживания;
воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.
Методы и приёмы: словесные, игровые, практические, эксперимент, наглядно-демонстративные.
Оборудование: ноутбук, видеопроектор.
Демонстративный материал: кукла Буратино, светофор, дорожные знаки (пешеходный переход, велосипедная дорожка, автобусная остановка, пешеходам проход запрещён, карточки по безопасности дома, набор продуктов, форма пожарного (каски, маска) Материал для опытов с огнём: металлический поднос, свечи, ёмкости с водой, песком, землёй, стеклянная колба. Материал для опыта с продуктами: бутылка кока-колы, жевательные конфеты, поднос.
Раздаточный материал: доски для лепки, пластилин красного цвета, контуры цифр, ленты двух цветов.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. А вы наверное самые весёлые, добрые и дружные ребята. Правда? Я очень рада нашему знакомству. Ребята, посмотрит, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, громко скажем: «Здравствуйте!» .
Воспитатель: Молодцы! Дети посмотрите, что у меня в руках? Это знак опасности. Давайте с вами поиграем. Будем передавать знак друг другу и называть какую-нибудь опасность. Я начну первой. Землетрясение. (Огонь, наводнение, опасная еда, мухоморы и т. д.).
2. Основная часть.
Воспитатель. Молодцы, дети! Со всеми этими опасностями человек может столкнуться в своей жизни. А вот чтобы их избежать, я хочу вас пригласить в музей, но не обычный музей, а в музей Безопасности. Что бы попасть в музей нам надо перейти дорогу. А где же нам перейти дорогу? Посмотрите, ребята кто-то сломал знак, давайте его починим. Какой знак должен стоять возле пешеходного перехода? Давайте его найдём. Игра «Подбери знак». Что означают эти знаки? Как он называется? Молодцы! Вы оставайтесь здесь, а я перейду дорогу. Посмотрю на лево на право, нет машин, перехожу. А что вам поможет перейти дорогу, вы узнаете отгадав загадку
Кто трёхглазый одноногий
Нам мигает у дороги?
Красный глаз глядит в упор
«Стой» - сигналит … Правильно светофор.
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
«Проходите путь открыть».
Правила движения соблюдай всегда,
Чтоб не приключилась на улице беда!
Воспитатель: Вот мы и попали в музей. Посмотрите какое красивое здание музея. Я буду вашим экскурсоводом. Как нужно вести себя в музее? (Ответы детей). В музее много залов. Первый зал называется «Здоровейка».
Воспитатель: Ой, а кто это тут набезобразничал? Все экспонаты перемешал? Ребята, а вы слышите, кажется кто-то плачет. Посмотрите ребята, кто это? А из какой он сказки? А какой Буратино в сказке? (Ответы детей) Правильно, весёлый, а здесь какой? Давайте у него спросим, что случилось. Буратино, почему ты плачешь?
Буратино: Ох! У меня живот болит!
Воспитатель: А что случилось?
Буратино: Да я ел конфеты и кока-колой запивал!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кока-кола вредный напиток? Я вам сейчас это докажу. Эксперимент: в бутылку кока-колы бросаем 2-3 жевательные конфеты, все пенится и шипит).
Воспитатель: Вот теперь видишь, что происходит в твоем животе, когда ты все это ешь! Вот почему у тебя болит живот!
Буратино: Ой! Как Страшно! Ребята, я больше не буду совсем их в рот брать!
Воспитатель: Дети! Давайте теперь поможем Буратино разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные. Но только как разобрать где поставить полезные, а где вредные продукты? Вот у меня есть два знака, как вы думаете какой знак что означает? (Ответы детей) Правильно красный цвет означает опасность, а зелёный жизнь. Давайте установим знаки на полочки.
Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Буратино: Спасибо большое, ребята! Теперь я буду только полезные продукты есть и не буду больше болеть!
Воспитатель: Ребята, а что же делать, если недуг не проходит? (Ответы детей)
Если вдруг с кем-то недуг приключился,
Мы набираем 03 и «скорая» мчится.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Следующий зал «Пожаркин». И главный экспонат бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его. (Воспроизводится аудиозапись звуков горения и видео).
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
- Вы догадались уже, что это за экспонат? Это огонь.
Буратино: А я знаю одну очень интересную игру, хотите, научу! Когда папа Карло уходит из дома. Я беру спички и зажигаю их! (Достаёт спички)
Воспитатель: Дети разе можно брать спички?
Деревянные сестрички
В коробочке – это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
Почему? Чем опасен огонь? Ребята, а вы знаете отчего случаются пожары?
Что делать если начался пожар?
Правила поведения при пожаре.
• Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
• Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
• Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
• При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
• Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон – 01. (слайды)
Чем огонь может быть полезен? (Ответы детей)
Вот сейчас мы с вами проведём несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент 1. Зажигаю свечи. Когда я зажгла свечи, что вы увидели (огонёк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему (можно обжечься). Если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол, может произойти (пожар).
Да, действительно, огонь привлекательный, но в то же время и очень опасный.
Эксперимент 2. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться (его можно потушить). Чего же боится огонь (воды, снега, песка, земли). Давайте проверим это.
В нашей лаборатории хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаёте его (Дети называют воду, землю, песок).
Проведем опыт: на горящую свечу прольём немного воды. Что произошло и почему (огонь погас, потому что он боится воды).
Тот же опыт проводится с землёй, песком.
Эксперимент 3. Называется «Огонь дышит».
Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек? (Воздух, кислород). Накрываем горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Так же как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой. На этом наша работа в лаборатории окончена.
Воспитатель: Дети, как называют людей, которые борются с пожаром? (Пожарные) Что вы знаете о форме пожарного? Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне. Из такой же ткани сшиты и перчатки, они называются краги, Повторите. Зачем перчатки? Скажите, а зачем пожарному каска? (Защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт). Зачем нужен огнетушитель?
Буратино: А я ещё когда дома один остаюсь, люблю на окно забираться и в форточку выглядывать и кричать всем: «Привет»!. Здорово так! Давайте поиграем?
Воспитатель: Ребята, вы будете играть в эту игру играть? Почему? (Ответ детей). Ребята, давайте расскажем Буратино, какие ещё опасности поджидают его дома. Смотрите какие красивые ленточки у меня есть. Нравятся? Какого они цвета? (Ответ детей) Возьмите в каждую руку по ленточке. Если я покажу картинку с опасностью, вы должны поднять красную ленточку. А если опасности нет – поднимаем белую ленточку. Запомнили: опасность – красная ленточка. Будьте внимательны. (Показываю картинки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Дети, а что же делать, если к вам кто-то пришёл, а вы дома одни. (Ответы детей). А если незнакомец не уходит? Конечно надо на помощь звать полицию.
Воспитатель: Дома ты один остался.
Кто-то дверь открыть пытался.
Ты тогда о2 набери и полицию зови.
Воспитатель: Ну что Буратино, теперь ты знаешь правила безопасного поведения дома. А ты запомнил на какой номер звонить при пожаре?
Буратино: Нет.
Воспитатель. Ребята, давайте подарим Буратино на память номер экстренных служб. А для этого мы проходим в следующий зал «Мастерилка», где придумывается и мастерятся безопасные вещи. Но только этот зал закрыт, вы поможете мне открыть замок?
3. Пальчиковая гимнастика
Начинаем колдовать
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Двери в музее открывать
Хоть замочек очень крепкий (руки в замок)
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим (вращение руками)
А потом три раза дунем
(дунуть на руки)
Покачаем: 1, 2, 3 (покачать руками)
Дверь замочек отвари (открываем замок)
Двери открываются
Работа начинается.
Воспитатель: Молодцы! Занимайте места за столами. На столах у вас лежат заготовки цифр. Рисовать мы будет необычным материалам – пластилином. Эта техника называется пластилинография. Повторите.
Дети техникой пластилинографией раскрашивают цифры.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, подходите к доске, крепите свои номера под ту машину, которую этим номером можно вызвать. Сверти свой выбор с картинками на проекторе. Молодцы, справились с заданием! Буратино, возьми эти цифры и они помогут тебе никогда не забывать экстренные номера.
Буратино: Спасибо ребята, что вы меня научили быть осторожным! Я так много сегодня узнал.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по музею Безопасности. Мы с вами побыли в зале «Здоровейка», «Пожаркин», «Мастерилка». Что вам больше всего понравилось? Вы ребята молодцы! Спасибо, что пришли в мой музей и так активно мне помогали. Пришла пора попрощаться с Буратино.
Буратино: До свидания, ребята, (Уходит)
Воспитатель: Вам пора возвращаться в группу. Нам повезло, горит зелёный свет, можно переходить дорогу. На память о нашем музее я хочу вам подарить эти раскраски. До свидания ребята, будьте здоровы и не забывайте про безопасность!