Римма Левина
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в Древнюю Русь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о героях былин, уточнить знания детей о разных видах оружия Древней Руси.
2. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря.
3. Упражнять в изготовлении из различного материала оружие богатырей.
Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
2. Развивать коммуникативную функцию речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотизм, гордость за русских богатырей – защитников Древней Руси.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Путешествие в Древнюю Русь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
2. Воспитывать желание оказывать помощь взрослым и сверстникам.
Методы и приё мы:
Словесные:
• Художественное слово,
• Игровой момент,
• звуковое письмо,
• проблемные ситуации,
• вопросы к детям разного уровня сложности.
• поощрение,
• напоминание,
• контроль,
• самоконтроль,
• взаимоконтроль,
• Карточка-схема «Изготовление поделки»,
• подведение итога.
Наглядные:
• Внесение декораций «Древняя Русь»,
• Внесение свитка,
• Карточка-схема «Изготовление поделки».
• Мультимедийная презентация.
Практические:
• Русская народная игра «Петушиные бои».
• хоровод «На горе-то калина».
• Конструирование из бумаги, пластилина.
• Взаимопомощь.
Предварительная работа:
Чтение былин, просмотр мультфильмов, рассматривание картин, конструирование крепости, изготовление кукол-богатырей, разучивание русских хороводов и подвижных игр.
Материал:
Свиток, панорама Древней Руси, куклы-богатыри, материал для конструирования : пластилин, бумага, бросовый материал, кисточки, стеки, клей, доски, тряпочки, карточка-схема «Изготовление поделки».
Словарная работа: Свиток, печать, сургуч, заклинание, богатырь, Древняя Русь, щит, меч
Ход занятия:
• Кто заметил, что у нас в группе появилось новое, необычное? (дети находят свиток, рассматривают его)
• Молодцы, вы сразу заметили необычный предмет в группе.
• Может, вы знаете, что это? Как называется этот предмет? (бумага, свёрнутая трубочкой и т. д.)
• А ты как думаешь?
• Это, дети, древнее письмо, свитая трубкой древняя рукопись, которая называется свиток.
• Как называется древняя рукопись? (свиток).
• Можем, мы сейчас прочитать письмо? Что мешает нам прочитать его? (печать).
• В Древней Руси не было конвертов и, свёрнутые в трубочку письма скреплялись печатью, которая изготавливалась из сургуча. Сургуч – это расплавленный воск и смолистые вещества.
• Чем запечатывались письма? (печатью)
• Из чего сделана печать? (из сургуча).
• Когда печать из сургуча остывала она становилась твёрдой.
• Как же нам прочитать теперь письмо? (письмо надо распечатать, то есть печать надо сломать).
• Как вы думаете из каких времён к нам в группу пришло это необычное письмо?
• А ты как думаешь?
• А вот сейчас мы и узнаем. Вы не против если Илюша, распечатай свиток
• Позвольте мне прочитать его. А здесь написано на старо - славянском языке, а я его не знаю! Что же нам делать?
• Ребята, современная техника позволяет расшифровать написанное. Сейчас мы её включим!
Включается мультимедийная аппаратура и на экране проецируется изображение картины В. Васнецова «Три богатыря». Прослушивается звуковое письмо.
Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Пишут вам из древней Руси богатыри русские.
После тяжких боёв с вражьей силою поломалося наше оружие.
Ждем мы помощи вашей каждый второй день недели ясным утром, светлым днём. Путь дорогу к нам найти поможет волшебное заклинание.
Три раза вокруг себя повернись
В древней Руси очутись.
Попадут к нам лишь самые смелые, ловкие да умелые.
• Кто и с какой просьбой к нам обращается? (богатыри)
• А ты как думаешь?
• Кто такие богатыри? (сильные, смелые люди, былинные герои, защитники земли русской)
• А ты как думаешь?
• В какое время они жили?
• Каких богатырей вы знаете?
• А ты?
• Что делали богатыри на Руси? (защищали, воевали, оберегали землю русскую, стерегли границу)
• Если они защищали от врагов Русь, как их можно назвать одним словом? (защитники)
• А ты как думаешь?
• С какой просьбой к нам обращаются богатыри? (с просьбой помочь сделать оружие)
• Значит, богатыри просят нас им помочь, а сегодня мы можем им помочь? Почему?
• О каком дне недели идёт речь в письме?
• Послушайте, я вам еще раз прочитаю письмо.
• Правильно, сегодня вторник, второй день недели и поэтому мы можем отправиться в путь.
• Как попасть в Древнюю Русь?
• Какое заклинание поможет нам в этом?
• Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя и дружно произносим:
Три раза вокруг себя повернись
В древней Руси очутись
Пока дети говорят заклинание, воспитатель меняет окружающую среду: переворачивает картины, открывает панорамную картину войска русского, русской крепости, ставит куклы богатырей и т. д.
• Как вы думаете, мы попали в древнюю Русь? Почему?
• Правильно, вы заметили вот и избы деревянные, и войско русское и люди по-другому одетые.
• Посмотрите друг на друга, а все ли мы попали в древнюю Русь? Значит мы с вами сильные, смелые, ловкие да умелые.
• А на Руси всегда любили помериться силушкой богатырской. А в какой русской народной игре можно помериться силушкой? («Петушиные бои»)
• Кто напомнит правила? (надо выбрать себе пару, руки назад, встать на 1 ногу и после слов «раз, два, три, начни» толкать друг друга плечом.)
• Победит тот, кто дольше всех удержится на 1 ноге.
Физкультминутка русская народная подвижная игра «Петушиные бои» - 2-3 раза.
• Молодцы, вы настоящие богатыри – сильные, смелые, ловкие.
• В играх – то мы ловкие, а помните, зачем мы отправились в древнюю Русь? (помочь богатырям, сделать оружие для богатырей)
• А зачем богатырям нужны военные доспехи и оружие? (чтобы они защищали, обороняли Родину, чтобы не поранились)
• Посмотрите на наших богатырей, каких доспехов и оружия им не хватает? (мечи, булавы, топорики, щиты, шлемы и т. д.).
• Выберите для себя, кто, что будет делать, найдите удобное место, приготовьте всё необходимое для работы.
• Если кто забыл последовательность выполнения работ, может воспользоваться карточкой схемой.
• А кто закончит свою работу раньше может оказать помощь товарищу.
Практическая деятельность детей по конструированию из бумаги, пластилина, бросового материала (воспитатель подходит к детям и уточняет какую поделку делает, последовательность и приёмы выполнения работы.). Дети складывают доспехи около богатырей.
• Посмотрите на работы друг друга, как вы думаете, какие доспехи и оружие выберут богатыри для себя? Почему? Какие доспехи самые крепкие, яркие, красивые?
• Остальные доспехи пойдут на вооружение богатырского войска.
• Какие стихи мы знаем про богатырей, кто сможет прочитать?
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей,
Народ берегут они!
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.
После трудных боёв на Руси праздновали победу, пели песни, водили хороводы.
• А какие хороводы вы знаете?
Звучит музыка. Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»
• Наше путешествие закончилось, пора возвращаться домой.
• Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя и дружно произносим:
Три раза вокруг себя повернись
В группе нашей очутись.
• Где мы сегодня побывали?
• Что было интересно?
• Что было трудно?