Ольга Левиз
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.
Публикация «Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.
Организация речевой развивающей среды в нашей группе обеспечивает возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей, как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствует развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т. д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.
Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей. Требования к организации речевой развивающей среды средней группы:
размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;
динамичность среды;
учет возрастных особенностей детей;
учет гендерной специфики развития детей;
полифункциональность предметного обеспечения;
обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.
Помимо этого стараемся, чтобы наша речь была грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.
Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, стараемся вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. НОД носит продуктивный характер и включает в себя:
обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;
использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.
При моделировании занятий по развитию речи стараемся тесно использовать различные разделы речевой работы :
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков используем комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях.
Развитие речи у дошкольников осуществляем во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. Учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей. Взрослые, окружающие ребёнка, работают над словарем, над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т. д.
Творческое профессиональное общение педагогов нашего ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах:
взаимные консультации;
совместные мероприятия;
методические объединения;
педагогические советы;
мастер-классы;
семинары и др.
Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т. к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляем через :
оформление информационных стендов;
индивидуальные и групповые консультации;
индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;
открытые мероприятия;
совместные мероприятия;
совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.
Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.