Ирина Репина
Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Русский музыкальный фольклор в художественно – эстетическом развитии дошкольников
(сообщение из опыта работы)
Репина Ирина Владимировна:
музыкальный руководитель
2017г.
Публикация «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников, Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Народное творчество в воспитании детей.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Развивая чувства, черты характера ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративного прикладного искусства.
Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Работая с детьми повседневно, я уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.
2. Использование народных мелодий для музыкально-ритмических движений.
Хотелось бы рассказать о том, как я использую народную музыку в работе с детьми по разделу музыкально-ритмического движения.
Подбирая музыку для движений, я исхожу из того, что она должна быть художественно доступной ребенку по форме и по изложению.
Важно, что бы ребенок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства ее выразительности, как. Например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавая это движение.
Русская народная музыка в большинстве случаев отмечает этим требованиям. Мы стараемся как можно чаще пользоваться обработками народных мелодий композиторов Н. А. Римского-Косакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и многих других.
Помимо наличия хорошей обработки мелодий, они должны быть еще хорошо сыграны, чтобы была видна ясная, логическая фразировка., помогающая детям легче услышать начало и конец музыкальной фразы.
Как же я использую народные мелодии при разучивании различных видов танцевальных движений с детьми подготовительной группы?
Начинаем обычно с простого хороводного шага. Еще в младшей группе мы приучаем водить хоровод под соответствующую музыку. В старшей группе постепенно подводим детей к усвоению русского хороводного шага. Это дается не всем легко. И только в подготовительной группе они, слушая музыку, передающую спокойный, величавый характер русского хороводного шага, лучше осваиваются с этим движением.
Очень хорошо передают характер спокойной, величавой ходьбы такие мелодии, как «Там, за речкой, там,за перевалом», «Лебедушка», «А я по лугу» и др.
Так же я разучиваю и другие танцевальные движения, т. е. подбираю подходящую музыку и показываю движения под нее. Часто меняю музыку, чтобы у детей не создалось впечатление, что данное движение может быть выполнено только под одну мелодию.
Такие движения, как ковырялочка, полуприсядка используются в плясках небольшими подгруппами. Очень хорошо подсказывают эти движения следующие русские мелодии : «Из-под дуба», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах, ты береза». Разучиваю я эти движения с детьми в медленном темпе в облегченной форме.
Знакомя детей с русскими народными мелодиями, мы одновременно решаем три задачи: учим ребят слышать и понимать музыкальную речь, прививаем детям любовь к народной русской музыке, приучаем малышей выразительно, по своим возможностям, передавать характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности, в движении.
3. Русская пляска
На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков мы разучиваем с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой. Она, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.
Обучая детей русской пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью.
Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Дети старшего дошкольного возраста должны освоить следующие элементы русской народной пляски : простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка. Но я в своей работе использую и другие элементы русской пляски, доступные детям старшего дошкольного возраста : проходка с каблука, припадание, «гармошка», «ковырялочка», дробь.
Работа над элементами проводится и в группе, и на прогулке под руководством воспитателя.
Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три, четыре фигуры, связанные между собой сюжетно и составляют пляску.
В своей работе я использую все формы русской пляски : круговые, парные, сольные.
Вот, полюбившийся детям, веселый, задорный танец с ложками (р. н. м. «Полянка»). Присутствие в танце деревянной ложки вызывает у детей большую радость. Работу начинаем с рассматривания ложек разной росписи. Плясовое движение (шаги с притопами) разучиваем с одновременным отстукиванием ритмического рисунка.
В нашем репертуаре есть такие танцы как «Сударушка», «Байновская кадриль», «Танец с павловскими платками» на мелодию русской народной песни «Коробейники», «Травушка-муравушка» и др.
4. Русская народная песня в работе с детьми дошкольного возраста.
Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней группы: «Ладушки», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую мягкую игрушку, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии. Игрушка радует детей и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково.
В старшей и подготовительной группах попевка «Скок-поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса.
Вообще, многие народные песни использую в качестве распевок. Поем с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила», «Заиька», «Скок-скок-поскок».
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевах русских песен часто встречаются слова «люли-люли».
Несмотря на то, что в песнях незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, например, коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.
Дети старшей группы очень любят русскую народную шуточную песню «Как у наших у ворот», а в подготовительной группе разучиваем песню «Комара женить мы будем». Эти песни с удовольствием инсценируются детьми.
Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка-зима» в обработке Ан. Александрова. Кантиленный характер песни помогает развитию дыхания у детей.
Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступным детям по содержанию, интересных по сюжету, слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой вставала я ранешенько», «Было у матушки 12 дочерей», «Я на горку шла», «Купим мы, бабушка» и др.
Главная задача – чистое выразительное интонирование. Дошкольники не всегда могут спеть чисто звук с инструмента. Поэтому все время говорю: «Пойте, как я!». И дети действительно могут произвести звук нужной высоты.
Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается творческое мышление.
5. Русский фольклор в музыкальных играх.
В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают игры фольклорного характера, игры с русской народной музыкой.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состояния, заключенный в игре, привлекает ребенка. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Большое внимание уделяю играм по народным потешкам. Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны.
Используя потешки в младшей группе, мы вызываем у малышей ритмичный бег, подпрыгивание, движение галопа, все виды движений, способствующие общему физическому развитию. Под текст потешки «Огуречик» дети младшей группы развертывают короткое игровое действие. Они сначала прыгают, потом осторожно подбираются к мышке.
Такова же и потешка «Солнышко, солнышко».
В хороводные игры фольклорного характера входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Это популярные игры: «Плетень», «Каравай», «Патока с имбирем», «Колобо», «Теремок» и др.
Сколько добрых ощущений испытывает ребенок младшей группы в хороводе «Ходит Ваня»! Ведь найти надо дружочка! Дети любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хоровод «Ходит Ваня», мы называем имя водящего ребенка.
Хороводы для детей старшей и подготовительной группы «Теремок», «Как на тоненький ледок», «Ворон» просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами. Ребята с удовольствием водят их.
В играх с пением, драматизациях я не требую от ребят исполнения движений, не соответствующих детским проявлением чувств. Стремлюсь, чтобы дети сами действовали творчески.
Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.
6. Русское народное творчество в праздниках и развлечениях.
Итогом работы с русским народным материалом являются наши праздники и развлечения, досуги в вечернее время. Выученные на занятиях попевки, песни, хороводы мы используем в праздниках, оформляя их различными интересными предметами, элементами костюмов.
На развлечениях показываем разнообразные приемы, синтезирующие различные виды художественной деятельности : пение и движение, пение и игра на инструменте, танец.
Для малышей через театр игрушек, настольный театр показываем сказки с музыкальным сопровождением : «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь».
Народному творчеству мы посвятили тематические концерты. Очень интересны развлечения, основанные на русском фольклоре : «Смех да веселье», «Посиделки», «Святки».
Начиная с 1992 года в нашем детском саду стало традицией праздновать Масленицу. Это и песни, хороводы, игры, шутки, ряженые, угощение блинами.
В конце развлечения обязателен сюрпризный момент. В гости к детям приходит и Баба Яга, и Емеля на печи выезжает, и Леший, и Петрушка.
Таким образом, почти все праздники мы проводим на основе или с частичным использованием фольклорного материала.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа,его быта.