Татьяна Маколова
Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось, еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский.
«Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»
Средняя группа
Воспитатель МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида Маколова Т. А.
Публикация «Педагогический опыт „Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, я вижу, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью. Отсюда, я думаю, у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми. Я знаю проблемы речевого развития своих детей. И мне бы хотелось видеть их более раскованными, общительными, инициативными, проявляющими интерес к окружающему.
Не умеющий говорить ребенок стесняется, у него возникает чувство неполноценности, и в результате он замыкается от детей и взрослых. Со стороны родителей я вижу стремление и старание помочь своим детям, но не всегда они знают что делать. Кроме чтения детской художественной литературы и разговоре о прочитанном не знают чем заняться с ребенком, о чем с ним поговорить. Большую часть свободного времени дети заняты компьютером, телевизором, просмотрим мультфильмов, или своими играми. Ребенок, у которого хорошо развита речь даже в одиночестве играя с игрушками, разговаривает с ними, задает вопросы и сам на них отвечает. Может, самостоятельно открыв книгу, без участия взрослых глядя на иллюстрации, придумать и озвучить героев. Но таких детей, к сожалению мало. Я задумалась: как разбудить в ребенке желание высказывать свое мнение, справляясь с волнением, общаться между собой в течение дня, быть интересными собеседниками, доброжелательным, внимательным. Любознательному ребенку интересно все, чем больше у него запас знаний и богаче активный словарь, тем сильнее тяга к познанию окружающего мира.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Я задумалась о поиске инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков. И пришла к выводу, что можно попробовать использовать метод «Детской журналистики».
Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников,в постоянно меняющемся окружающем мире.
Я разработала проект «Детская журналистика». Учитывая интересы детей, выбрала более интересные формы работы, т. к. здесь нужна инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов.
Наметила цели и задачи.
Цель:
В процессе совместной деятельности с детьми, использовала следующие методы и приё мы:
• Логические (сравнение, анализ, моделирование, абстрагирование, гипотеза).
• Эмпирические (наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент).
• Эвристические (эвристические беседы, мозговой штурм).
В первую очередь были разработаны планы по работе с детьми и родителями по теме «Детская журналистика», организована предметно-развивающая среда
Когда были созданы все условия, я пришла к выводу, что основным видом деятельности будет игра - она ближе и понятнее детям.
-В игре развивается мотивационно - потребностная сфера
-преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм
-развивается произвольность поведения
-развиваются умственные действия
Игра- вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоёмкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра: например,прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, провожу тематические беседы,чтобы научить детей правильно говорить, нужно научить их общаться между собой, поэтому тематические беседы выбирала на такие темы: «Что такое дружба?», «Как сыграть сказку?», «Как помириться?», «С кем ты хочешь дружить?», «Совместное дело», «Кем ты хочешь быть?».
Дети познакомились со сказками «Лучшие друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и все-все-все», «Бобовое зёрнышко», инсценировали сказки,
Разучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки о дружбе, профессиях, слушали песни из любимых сказок и мультфильмов.
На протяжении всего проекта мы играли:
Не менее важная сторона диалогической речи – привлечь к себе внимание, уметь показать доброжелательное отношение друг к другу, расположить к себе собеседника не только голосом, но и мимикой, жестами.
Игра «Эмоции»
Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Воспитатель показывает фотографии людей с эмоциями, а дети определяют, какие эмоции испытывает этот человек.
Игра «Настроение»
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.
Игра «Рассеянный»
Игра «Инопланетянин»
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения влияет на развитие речевой активности ребёнка.
Игры на внимание:
Игра «Что лишнее?»
На столе лежат картинки с орудиями труда. Ребёнок должен выбрать только те, которые журналист использует в своей работе, обосновать свой ответ
Игра «Острый глаз»
Воспитатель задает вопросы и предлагает детям ответить о том, что они видели:
«Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т. д.
Игра «Не пропусти профессию»
Игра на внимание. Если среди слов встречается название профессии-дети подпрыгивают на месте.
При знакомстве с профессиями играем в такие игры:
Игра «Найди себе пару»
В этой игре к карточке с изображением профессии нужно подобрать соответствующие действия.
Игра «Угадай, какая профессия»
Называю слова одной тематики, а ребёнок называет профессию.
Каска, шланг, вода (Пожарный)
Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)
Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий)
Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»
Закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми. В ходе игры воспитатель описывает профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.
«Подбери то, что тебе нужно для работы»
Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор предметов, необходимых для работы журналиста. Воспитатель называет профессию, а дети подбирают к ней всю атрибутику. Словарь детей обогащается профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.
В нашу жизнь прочно вошли телевидение, современные средства связи, реклама. Ведь журналисты,ведущие различные телепередачи и делающие репортажи- ежедневные гости в квартире каждого ребёнка. Дети пытаются им подражать. И действительно, режиссерская игра «Мы- журналисты» завоевала детские признания своим своеобразием, и многообразием атрибутики, максимальной приближённостью к действительности. Такая игра несёт огромный познавательный потенциал.
Для этой игры мы изготовили атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны. Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова речевого этикета должен употреблять. Планируем: у кого будем брать интервью.
После предварительной речевой подготовки, чтения произведений, тематических бесед, дидактических игр дети узнали, что такое ТВ, кто работает на ТВ, в редакциях газет, журналов.
Выполняли творческие задания, отправлялись в командировки:
-в кабинет заведующей (кто не хочет узнать информацию из первых уст)
-в медицинский кабинет (всех волнует очередная прививка)
-в кабинет учителя-логопеда
-на кухню к повару
Стараясь максимально приблизиться к реальной жизни, брали интервью:
-в магазине
-в кулинарии у пекаря
-в аптеке у провизора
- в компьютерной библиотеке, где в дальнейшем стали там частыми гостями, т. к. там очень много полезной и интересной информации о журналистской деятельности.
После того, как дети взяли интервью, я как редактор набираю их на компьютере, и только потом мы приступаем к монтажу газеты: подбираем и анализируем материал, клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии, спорим, рассуждаем.
В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность - дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.
Прежде чем взять интервью, нужна предварительная работа- это обсуждение вопросов, которые можно задать в данной ситуации. Так у детей формируется целостный образ журналиста.
Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналиста
с опорой на план»
В этой игре используются план-схема по которой дети составляют рассказ-описание. Как называется профессия?В чем она заключается?Какие качества нужны человеку этой профессии?Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.
Игра «Телепередача»
В этой игре выбирается ведущий, а дети делятся на две команды и уходят в другое помещение. Ведущему дается задание показать любую телепередачу. 1-ая группа угадывает что за передача по описанию и договариваются в какой форме расскажет о ней 2-ой группе. Дети должны отгадать что за передача.
Игра «Звукооператоры»
Дети самостоятельно озвучивают любую сказку с помощью шумовых инструментов, предварительно распределив роли.
Игра «Создаем фильм»
Дети делятся по интересам на микрогруппы. Каждая группа превращается в киностудию.
Дети дают название будущему фильму. Сами его озвучивают, сочиняют текст, придумывают декорации. Роль режиссера выполняет воспитатель.
Берем интервью не только у людей, но и у игрушек, у диких и домашних животных, растений, у природных явлений.
«Моя любимая игрушка»
Дети берут интервью и выступают в роли домашних животных.
«Спроси у котика»
«Интервью у капельки»
Детям интересно откуда берётся дождик? Они задают интервью и сами на него отвечают.
«Интервью у курицы, которая потеряла цыплят»
Хочется отметить, что глядя на инициативу и творчество детей, родители стали активными участниками в реализации проекта. Они помогали в сборе материала для репортажей, участвовали в совместной издательской деятельности. И отметили наиболее удобную для себя роль- внештатные корреспонденты.
С участием родителей издавались газеты:
«Говорят дети» -родители помогали собирать интересные высказывания детей.
«Времена года», «Здравствуй, осень золотая», «Дыхание весны»,
«Твои корни, малыш!» - такую газету предложила выпустить каждой семье.
«Волшебная страна», «Мои любимые сказки», «Здоровый образ жизни», «Моя мама», «Мои бабушки».
Порекомендовала родителям поиграть дома с детьми в игры: «Полезные советы», «Магнитофонный разговор», «Газетный отчет», «Обсудите интервью с ребёнком».
Для выявления интереса и уровня знаний детей по теме «Детская журналистика» провела мониторинг. Результат показал,
-дети стали более эрудированны, расширился кругозор.
-стал богаче словарный запас, пополнился выражениями из словаря речевого этикета, профессиональной лексики журналиста.
- повысился коммуникативно-речевой уровень.
Мы с детьми решили не останавливаться на достигнутом, продолжаем творческий поиск в журналистской деятельности, совместно обсуждаем решение новых задач, готовы к новым «командировкам».
Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме «Детская журналистика»
Неделя Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, журналист, писатель, художник) Интервью Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Что такое язык? Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном)
Октябрь Журналист-профессия творческая. Экскурсия на типографию «Организация работы редакции» Что такое текст? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий
Ноябрь О чём можно узнать по заголовку? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление альбомов Интервью Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Рисование на тему «Что мне запомнилось»?
Декабрь Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора Рассказывание по картине «Юные журналисты» Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий
Январь Юнкор и мобильный телефон или Этикет телефонного разговора Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Репортаж об интересном событии Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий
Февраль Мы юнкоры Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Приём телефонных звонков Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Оформление альбомов
Март Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Дорога к письменности… Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Как стать настоящим юнкором?
Апрель Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Поиграем в рифму… Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры
Май Репортаж об интересном событии Оформление альбомов Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Рассказывание по картине «Юные журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Итоговое игровое занятие