Ольга Машинина
Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)
Я работаю в дошкольном учреждении комбинированного вида учителем-дефектологом. Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата и со сложными дефектами). Группу «со сложными дефектами» посещают дети, имеющие тяжелые опорно-двигательные нарушения ДЦП (детский церебральный паралич). Тяжесть двигательных нарушений такова, что большинство детей самостоятельно не передвигаются, сидят в специализированном инвалидном кресле и как следствие, полная или почти полная зависимость от взрослого в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Процесс общения с некоторыми детьми затруднен в связи с несформированностью языковых средств. У большинства детей диагностируется интеллектуальная недостаточность разной степени выраженности.
Публикация «Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на всё их развитие. У большинства детей со сложными дефектами наблюдается значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это выражается в том, что дети ведут себя пассивно, не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослыми и детьми.
Одним из основных требований к системе обучения и воспитания в современном дошкольном учреждении является принцип личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Поэтому моя работа с детьми со сложными дефектами направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворении потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира.
В процессе общения дети со сложными дефектами предпочитают использовать жесты, сопровождая их мимикой и гримасами подчёркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции. Маленький ребёнок живёт в плену эмоций и с огромным трудом он справляется с ними. Чем меньше ребёнок, тем менее дифференцированы его эмоции. Например, дети различают такие базовые эмоции, как радость, грусть, но не их оттенки. Развитию эмоциональной сферы способствует, прежде всего, общение со взрослыми и сверстниками и практическая деятельность.
К сожалению, сфера общения и двигательная активность детей со сложными дефектами ограничена. Как помочь ребёнку с церебральным параличом управлять своими эмоциями и дать представления об окружающем мире?
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у детей не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. С помощью тактильно-двигательного восприятия у детей складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Отмечу, что первоначальное действие детей с предметами - это хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, то есть задействована рука.
У детей со сложными нарушениями пальчики малоподвижны, их движения неточны, несогласованны или сжаты (все время в кулачках из-за спастики) и к контакту с различными предметами не готовы, поэтому ребенок не может завладеть предметом, чтобы ощупать его и изучить его свойства. Передвижение ребенка ограничено, следовательно, у него не формируются предметно-пространственные представления. В результате негативного опыта дети становятся пассивными, тревожными, плаксивыми, отсутствует интерес к какой-либо деятельности.
Учитывая вышеперечисленные особенности детей со сложными дефектами в развитии, мои усилия, учителя-дефектолога направлены в первую очередь на развитие чувствительности рецепторов рук, развития тактильного восприятия. Необходимым условием проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Сначала это спокойные, медленные, совместные обследовательские действия педагога и ребенка. Педагог стимулирует реакции ребенка на прикосновения (поглаживания, легкое надавливание на руки, щеки и т. д.). Затем стимулирует кожную чувствительность, прикасаясь различными поверхностями, с помощью различных материалов (вата, шерсть, мех, меховые игрушки, кисточка, мяч, резиновая игрушка, щеточка, губка, колючий мячик и др.). Педагог развивает умение узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.
Приведу пример: педагог берет ладошку ребенка, в другой руке у него колючий мячик, прикасаясь, поглаживая ладошку ребенка, тем самым он стимулирует его кожную чувствительность. Все действия сопровождаются проговариванием потешек, детских четверостиший.
Гладь мои ладошки еж! (педагог медленно поглаживает ладошку ребенка,
Ты колючий, ну и что ж? затем другую руку ребенка.
Я хочу тебя погладить, педагог стимулирует ребенка, чтобы он сам
Я хочу с тобой поладить! погладил колючий мячик.)
Простые манипуляции с пальчиками, ладошкой, а сколько пользы. Простые движения рук помогают снизить умственную усталость, улучшить произношение звуков, и наконец – это заряд положительных эмоций.
В своей работе мы вместе с воспитателями используем различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений : лепка из пластилина, теста; рисование пальчиками, губкой; аппликации из различного материала; игры с мозаикой, конструктором и т. д.
Для развития тактильной чувствительности у детей с тяжелыми дефектами в развитии необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Приведу несколько примеров использования дидактических игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей со сложными дефектами в развитии.
«Погладь киску»
(Педагог показывает мягкую игрушку котенка и читает стихотворение)
К нам пришел котенок,
Маленький котенок,
С детками играет,
Песню распевает! (мяу-мяу, мяу-мяу)
Педагог касается, гладит мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, ребенок сам гладит котенка ( по аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.)
Игра с использованием приема разминания, пощипывания по ногам, рукам и другим частям тела.
«Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха (постукиваем руками по полу)
За ножки! (похлопываем по ножкам)
Кусь-кусь-кусь-кусь.
Никого я не боюсь (взрослый пощипывает за ножки, ручки, повторяет для других частей тела)
«Пальчиковые ванны» представляют собой емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми крышками. По аналогии в небольшой коробке рассыпаны фасоль, горох, бобы, крупа и др. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
«Найди игрушку»
Опускаем руки ребенка в крупу. Где мои ручки? Спрятались. Давай пошевелим пальчиками. А теперь потри ладошки друг о друга! Давай поищем игрушку (во время поиска можно разгребать ладонями, копать совочком). Если ребенок сам не может, то используются совместные действия со взрослым.
Для этих детей все виды коммуникаций в форме зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений – окно в окружающий мир, средство их развития. Кажущаяся невосприимчивость – педагогическая ошибка, так как даже нейтральное присутствие среди взрослых, сверстников – это способ признания их личности окружающими, способ социальных контактов, а значит возможность включения в жизнь.