Екатерина Столярова
Комплексный подход и взаимодействие образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Ивушка»
города Зеленокумска Советского района»
Отчёт по самообразованию
Тема:
«Комплексный подход и взаимодействие
образовательных областей для развития
художественно-творческого потенциала
дошкольников»
Воспитателя:
Столяровой Екатерины
Валентиновны
2017 год
Актуальность темы:
Публикация «Комплексный подход и взаимодействие образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей.
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представляются нам комплексные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие») .
Целью моей работы является:
- Пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
-Объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, изобразительной деятельности) .
Перед собой поставила следующие задачи:
1. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей;
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации;
3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Работу я проводила поэтапно:
На первом этапе работы по теме самообразования я подготовила :
мониторинг на начало и конец учебного года с целью выявления высокого уровня знаний у детей и детей нуждающихся в индивидуальной и коррекционной помощи;
начав свою работу по самообразованию я изучила опыты педагогов ДОУ и необходимую методическую литературу по данной теме;
разработала учебную программу;
разработала перспективный план работы с детьми;
оформила уголок «Художественное творчество»;
На втором этапе работы по теме самообразования я изучила и подобрала материал для дальнейшей работы.
Для обеспечения полноценного художественно-эстетического развития, я организовала соответсвующую предметную среду:
создала уголок эстетического восприятия.
создала художественный фонд– коллекций жанров живописи:
— портрет;
— сказочно-былинный жанр;
— натюрморт;
— книжная графика;
— пейзаж.
Изготовила следующие альбомы:
— композиция;
— элементы декора;
Изготовила для детей дидактические игры:
— «Соедини по линиям и раскрась»;
— «Какое настроение?»;
— «Составь композицию»;
— «Подбери узор»;
— Лото «Народные промыслы»;
— Лото «Узнай элемент узора».
— Собери Матрешку.
При работе использовала следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применила методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Данный материал использовала на практике, с целью развития художественно-творческого потенциала дошкольников.
Положительные результаты в развитии художественно-творческого потенциала дошкольников возможны только при тесном сотрудничестве с педагогами и с родителями.
С педагогами я провела:
-консультации
-доклады
-мастер-класс
С родителями я подготовила и провела:
доклад,
мастер-класс
анкетирование
сделала папки-передвижки «Как научить любить прекрасное», «Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом восприятии детей».
наглядную информацию в родительских уголках, где периодически меняются консультации для родителей по теме самообразования.
Вывод: За период 2016-2017 учебного года я отметила положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.
Работая над темой «Комплексный подход и взаимодействие образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников», считаю, что я добилась поставленной цели работы, которая заключается в том, чтобы дети овладели знаниями и умениями художественно-эстетического развития.
За период 2016-2017 уч. г. :
-Изучила методическую литературу;
-Применила полученные знания на практике;
-Активно сотрудничала с педагогами и родителями;
-Значительно повысила свой профессиональный уровень.
Перспектива дальнейшей работы:
Продолжать работу с детьми, разработать индивидуальную и коррекционную работу;
Пополнять и изучать методическую литературу для развития художественного творчества детей;
Разнообразить работу с педагогами и родителями по теме самообразования;
Планирую продолжать работу по освоению новых нетрадиционных техник художественного творчества.