Татьяна Илюхина
Занятие по ознакомлению с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
по ознакомлению с предметным миром
подготовительная группа
Выполнила: Илюхина Т. В.
МБ ДОУ «Детский сад №142»
г. Дзержинск 2016 год
Программное содержание:
Цель: обогащение знаний детей о часах.
Образовательные задачи:
Публикация «Занятие по ознакомлению с предметным миром» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
1. Познакомить детей с тем, как люди узнавали время до изобретения часов; какие самые большие и точные часы в России.
2. Закрепить знания о функции и элементарной классификации часов.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность, интерес к определению времени по часам.
2. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к труду людей (изобретателя, часовщика).
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Словарная работа:
Обогащение словаря (изобретатель, конструктор, часовщик, механические, электронные).
Активизация словаря. Спасская башня, Кремль, куранты, настольные, напольные, настенные, карманные, наручные часы.
Форма организации: фронтальная.
Методы и приё мы:
Поощрение (часы в подарок, развернутая положительная оценка, оценка – сравнение (как изобретатели, оценка от другого лица (как бы были рады ваши мамы, дидактическая игра «Скажи, что получилось», «Мы – изобретатели».
Художественное слово: загадки.
Демонстрационный материал:
Мультимедийное оборудование, аудиофайл с боем курантов, коллекция часов.
Раздаточный материал
карточки с точками, фломастеры, плоскостные модели часов.
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. СПб: ООО «Издательство» Детство- Пресс», 2014 г.
2. «Дошкольникам о технике» И. И. Кобитина. М. «Просвещение», 2010 г.
3. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина. М. «Просвещение», 2000 г.
4. «Беседы с дошкольниками о профессиях». Т. В. Потапова. М. «Творческий центр», 2003 г.
Слова и действия воспитателя Предполагаемые ответы детей
-Дети, подойдите ко мне, подумайте и ответьте: сколько всего времен года?
сколько месяцев в году?
сколько дней в неделе?
сколько частей суток?
сколько в сутках часов?
сколько в часе минут?
- Это - отрезки времени. А теперь, отгадайте загадку:
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
А все стучим, стучим, стучим,
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не идем
- Правильно, это часы. Сегодня я хочу пригласить вас в выставочный зал, чтобы показать коллекцию часов, которую мы собрали с нашими ребятами. Проходите, пожалуйста.
- Посмотрите, какие они разные: большие, маленькие. Здесь есть часы, которые были во времена ваших прабабушек, бабушек, есть современные и не очень. Есть часы, которые можно повесить на стену, поставить на стол, носить в кармане, на руке.
- Как вы думаете, для чего человеку нужны часы?
- Но ведь часы были не всегда. Хотите узнать, как появились часы? Какими они были в далеком-далеком прошлом и какими часами мы пользуемся?
-Тогда проходите в актовый зал, садитесь поудобнее, смотрите, слушайте, думайте, размышляйте.
- В давние- давние времена люди определяли время по «живым» часам. Что это за «живые» часы вы догадаетесь, отгадав загадку:
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах шпоры,
Сам с вершок,
А на макушке – гребешок.
Живет будильник во дворе,
Всех будит рано на заре.
- Правильно, это петух. Люди очень наблюдательны, и они заметили, что петухи кричат очень громко в определенное время : в полночь (первые петухи, глубокой ночью (вторые петухи) и рано утром (третьи петухи, показывая своим криком, когда спать, когда вставать, когда работу начинать. Но такие часы были очень ненадежные. Почему, как вы думаете?
-Знали люди и другие «живые» часы – это растения. Люди очень внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени. Например, всеми вами любимые одуванчики раскрывают свои желтые головки в 5 часов утра, а в 2-3 часа дня закрывают. А другие цветы раскрываются (вьюнок) в 9 часов утра, а закрываются в 9 часов вечера. Но такие "живые" цветочные часы тоже неудобные и ненадежные. Почему? Подумайте.
- А вот еще одна загадка:
Это что за желтый круг?
Много лучиков вокруг.
От него тепло и свет, посмотри и дай ответ.
- Тысячи лет назад люди узнавали время и по солнцу. Давайте вместе поразмышляем, как они это делали.
Восходит солнце – начинается
Долго – долго светит
Начинается закат (темнеет)
А когда солнышка нет
(поговорка «Луна взошла, солнцу отдых)
- Но всегда ли человек мог пользоваться такими солнечными часами? Почему?
- Человек – разумное существо, и он придумал часы, которые показывали время и днем и ночью.
- Вот такие (беру в руки песочные часы). Как они называются?
-Они состоят из двух стеклянных сосудов, внутри которых находится песок. По таким песочным часам можно определить время от нескольких минут до нескольких часов.
Песочными часами люди пользуются и теперь. Где? А вы когда-нибудь пользовались такими часами?
(* в больнице, когда люди получают лечебные процедуры; на кухне повара, когда хотят сварить яйцо вкрутую или всмятку)
-Время не стоит на месте, а человек не перестает думать, мыслить, создавать что-то новое, необычное. И человек придумал (изобрел) часы с циферблатом, стрелками и механизмом внутри.
(*беру будильник с открытой задней стенкой)
- Посмотрите, ребята: внутри часов изобретатель вставил пружинку, закрутил её, прикрепил колесико с зубчиками (шестеренка, оно цепляется за другое колесико и вращает его. Второе колесико вращает стрелки, а стрелки показывают часы, минуты, секунды.
Такие часы называются механические. Их заводят ключиком или с помощью головки. Повторите, как называются такие часы?
-Люди – изобретатели часов стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, с боем, с музыкой; вешали их на стены, ставили на пол; появились часы, которые носили в карманах, на руке.
Одним из изобретателей карманных часов был Иван Петрович Кулибин, который жил в Нижнем Новгороде почти 300 лет назад.
-Время не стоит на месте, бежит и бежит вперед, и человек придумал часы без пружины. Внутри таких часов есть электрический блок, который работает от батарейки.
(* показываю: вставили батарейку- побежали стрелки по кругу, вынули – часы остановились)
Это электронно-механические часы. Саша, Оля повторите.
- А в наше время появились часы без стрелок, в них светятся только цифры на дисплее (экране). Эти часы маленький компьютер, внутри которого находится схема. Такие часы работают тоже от батарейки (*показываю батарейку плоскую).
Это электронные часы. Повторите, дети, как называются часы с цифрами на экране?
- Часы бывают разной формы, разного размера. Ребята, а где вы видели часы?
-Правильно, часы можно увидеть на площадях, вокзалах, трибунах стадионов, башнях. Их можно не только увидеть, но и услышать. Где вы слышали этот звук?
-В Москве, на Красной площади, на Спасской башне Кремля находятся самые главные часы нашей страны – Кремлевские куранты.
(* куранты – башенные часы с музыкой)
-Это самые точные часы. По Кремлевским курантам люди в России сверяют свои часы.
-Вот такой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим их в наше время. И такому удивительному превращению мы обязаны человеку – изобретателю, конструктору.
Физкультминутка
А сейчас давайте отдохнем. Как говорится «Делу время, потехе –час». Подойдите ко мне, встаньте в круг.
Бьют часы на башне-
бим-бом, бим-бом,
А стенные поскорее-
Тик-так, тик-так, тик-так,
А карманные спешат:
Тики-таки, тики-таки, тики-таки-так.
- Отдохнули? А сейчас за дело! На столе лежат листочки с точками, за точками спрятались предметы. Чтобы узнать, что за предметы там скрываются, нужно соединить все точки линией. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Работать будем по песочным часам.
(* не отвлекайтесь, берегите время, оно бежит очень быстро)
- Молодцы! Быстро справились с заданием. Уложились по времени. Так что же за предметы у вас получились?
-Саша, какие у тебя часы?
А у тебя, Сережа?
Какие часы у Коли?
А у Вики?
У кости на часах нет стрелок, значит это какие часы
- Вот и закончился наш увлекательный рассказ о мире часов.
Ребята, что вам сегодня было особенно интересно?
Что нового вы узнали?
Что было трудно делать?
*А кто запомнил, как называются главные часы в России?
Как называют человека, который изобрел часы? (изобретатель, создатель)
- А я хочу сказать вам большое спасибо за активную работу, мне было очень приятно общаться с вами.
Вы скоро пойдете в школу и по часам будете определять время, чтобы не опаздывать на урок; гулять столько, чтобы успеть сделать домашнее задание.
И я хочу подарить вам часы с циферблатом, с двигающимися стрелками, чтобы по ним вы научились узнавать время.
Помогут вам в этом взрослые. И часы станут вашими друзьями.
- дети стоят вокруг воспитателя
- четыре
- двенадцать
- семь
-четыре
- двадцать четыре
- шестьдесят
- это часы
- дети подходят к столам, на которых расположена коллекция часов
- чтобы знать время
- чтобы никуда не опаздывать
- вовремя приходить на работу маме с папой
- не опаздывать на самолет
- хотим
- дети садятся за столы
- это петух
- петухи были не у всех людей
- его могла унести лиса
- у петуха может заболеть горлышко
- цветы могут засохнуть
- цветы растут летом, а зимой их нет
- может пойти дождь и цветы не раскроются
- это солнце
- утро
- это день
- это вечер
- это ночь
- солнце светит не всегда
- бывают пасмурные, дождливые дни
- песочные
- по песочным часам мы одеваемся на прогулку
- можно по песочным часам чистить зубы
- механические
- электронно-механические
- они работают от батарейки
- электронные
- дома
- в детском саду
- в школе
- в больнице
- в магазине
- в Новый год
- в Москве
- по телевизору
- дети встают в круг
- руки вверху, затем стучат кулаками по коленям
- качают руками вправо-влево
- поочередно ударяют ладонями по коленям
-Д/и «Скажи, что получилось»
- дети выполняют задание под песенку «Часики»
- часы
- наручные
-настенные
- напольные
- настольные
- электронные, настенные
- девочки получают часы в виде цветка, мальчики - квадрата
-