Ольга Шикина
Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №8 «Аленький цветочек» г. о. г. Выкса
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.
Музыкальная деятельность
Тема: «Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников»
Разработала музыкальный руководитель О. А. Шикина
Цель занятия:
Публикация «Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Формировать нравственные качества личности воспитанников и раскрывать мир прекрасного, нравственного в процессе приобщения к музыке П. И. Чайковского
Задачи
Обучающие:
-Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского: русским танцем «Трепак» из сказки – балета «Щелкунчик», музыкальным инструментом «челеста».
- Содействовать самостоятельному определению настроения муз. произведения, самостоятельным высказываниям о нём.
Развивающие :
-Развивать образное мышление в процессе восприятия музыки, двигательной импровизации.
- Развивать способность передавать настроение, характер музыки в движении, игре на ДМИ.
Воспитательные:
-Воспитывать устойчивый интерес к русской классической музыке, сопереживание образу, что добро всегда побеждает зло.
-Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и их мнению.
-Формировать у детей активность, организованно вести себя в коллективе сверстников.
Предварительная работа:
- знакомство со сказкой «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана
-просмотр иллюстраций, мультфильма «Щелкунчик»
-беседа с детьми о сюжете сказки, о жанре музыки - балет
-на занятиях по изобразительной деятельности в рисунках, лепке, аппликации дети отражали фрагменты сюжета и образы балета «Щелкунчик». Разучили танец на музыку «Танец Феи Драже».
Интеграция областей развития :
Социально - коммуникативное развитие : Формирование представлений о музыкальном искусстве. Способствовать развитию досуговой игры (развитие навыков игровой деятельности, совместного творчества в создании сюжета игры). Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми
Познавательное развитие : Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства.
Речевое развитие : обсуждать нравственные проблемы : «добро и зло в сказке Гофмана «Щелкунчик», храбрость, благородство поступков героев сказки. Учить способам диалогического взаимодействия (соблюдение очерёдности, вежливому обращению друг к другу).
Художественно - эстетическое развитие : Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепление результатов восприятия музыки.
Физическое развитие : развитие двигательной активности.
Ход занятия:
Дети свободно входят в зал.
Музыкальное приветствие Т35
М. Р. Сегодня у нас в музыкальной гостиной встреча со сказкой – балетом, а с каким, узнаете из афиши. (Дети подходят к афише, разглядывают, читают)
(ответы детей)
М. р. Многие догадались, а (имена детей) даже прочитали. Нас ждёт удивительное путешествие по сказке-балету «Щелкунчик» великого русского композитора П. И. Чайковского. Пусть музыка Чайковского звучит
Всех нас звучаньем удивит.
Мягкая, душевная, лёгкая, напевная.
Проходите (муз. руководитель жестом показывает на стулья)
. (дети проходят на места)
М. Р. Многие композиторы использовали в своём творчестве народную музыку. И П. И. Чайковский, большой знаток русского народного творчества, использовал в сказке-балете «Щелкунчик» русский народный танец «Трепак». Посмотрите…
Видео просмотр фрагмента «Трепак» из сказки-балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
М. Р. Вам понравился этот танец?
(ответы детей)
М. Р. А что вы можете рассказать о музыке танца «Трепак»?
(ответы детей)
М. Р. А какими движениями артисты балета передали настроение этой музыки?
(ответы детей)
М. Р: Вспомните и сравните характер музыки «Китайского танца из сказки - балета «Щелкунчик» с характером музыки танца «Трепак».
(ответы детей)
М. Р. А какой танец вам ближе по характеру?
(ответы детей)
М. Р. А хотели бы его посмотреть ещё раз?
(ответы детей)
Повторный просмотр.
М. Р. А сейчас у нас в гостях музыкальная загадка. Отгадайте название музыкального фрагмента из сказки- балета «Щелкунчик».
Прослушивание фрагмента «Нашествие мышей. Битва»
М. Р. Да, это фрагмент «Нашествие мышей. Битва». Слушая эту музыку, обратите внимание : как рассказывает музыка о происходящих событиях?
Слушание «Нашествие мышей. Битва» из сказки-балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
М. Р. Как музыка рассказывает о происходящих событиях?
(Ответы детей)
(Во время ответов детей, музыкальный руководитель вступает с детьми в диалог, уточняет, дополняет ответы детей)
Восп-ль: Ольга Анатольевна, а мы, когда читали в группе сказку «Щелкунчик», так переживали за Щелкунчика и Мари, что даже разыгрывали эту сцену.
М. Р. Так может быть, мы соединим вашу игру и музыку и посмотрим, что получится.
(Дети надевают элементы костюмов)
Выходит Щелкунчик и Мари, за ними выбегает Мышиный Король.
Мышиный Король: Праздник испорчу тебе я, Мари!
Я поломаю игрушки твои.
Ну, а Щелкунчик мне по зубам
Я разгрызу его в миг пополам!
Щелкунчик: Не бойся, Мари, я с тобой!
А ну-ка, солдатики в бой!
Куклы и вы не зевайте,
Все на врага наступайте!
Двигательная импровизация на тему «Нашествие мышей. Битва»
(По окончании музыки, мыши разбегаются и садятся на колени, руки впереди, головы опущены, по краю ковра. Солдатики выстраиваются у центральной стены, перед ними Щелкунчик и Мари.)
Мари: Как ты бесстрашно и храбро сражался с мышиным войском!
Щелкунчик: А твоё доброе сердце помогло разрушить колдовство.
Восп-ль: Честность, бесстрашие и отвага Щелкунчика и доброе сердце Мари помогли одержать победу над колдовством.
(дети убирают элементы костюмов и садятся на места)
М. Р. Получился замечательный номер, почти как у настоящих артистов.
П. И. Чайковский очень любил путешествовать по миру, и привозил разные диковинки. В Китае он увидел статуэтку «китайского болванчика» и он представляя его сочинил «Китайский танец», а путешествуя по Ирану он увидел восточных танцовщиц и сочинил музыку «Восточный танец», а в Австрии он увидел как резвятся мальчики-пастушки и сочинил музыку «Танец пастушков», Которую вы очень любите слушать. А из Франции он привез диковинный, с удивительным звенящим звучанием музыкальный инструмент ЧЕЛЕСТА, и первым из русских композиторов использовал его.
На экране музыкальный руководитель показывает изображение музыкального инструмента ЧЕЛЕСТА.
М. Р. А не украсить ли нам звучание челесты нашим оркестром и танцем девочек? Артисты занимайте свои места.
(дети проходят и берут инструменты, девочки занимают позы для танца)
Танец девочек под музыкально игровую импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Восп-ль: У нас получился настоящий детский балет.
(дети убирают инструменты)
М. Р. (Музыкальный руководитель подходит к детям) А вам понравилось играть в балет? Что вы сейчас чувствуете?
(ответы детей)
М. Р. Спасибо всем большое – вы настоящие артисты.
Я каждый день с волненьем будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом волшебным отомкнём опять.
Восп-ль: Пусть в каждой сказке победит добро.
Пусть будут всюду радостные лица.
М. Р. А если – загрустите – волшебство
К нам с новой сказкой постучится!
Восп-ль: (шепчется с детьми) Нам очень понравилось путешествовать по сказке – балету «Щелкунчик» и мы приготовим вам сюрприз.
(дети уходят из зала)